Найти в Дзене

«Попаданец» как альтер-эго современного графомана

В последние несколько лет «пышным цветом расцвел» литературный прием «в хвост и в гриву», использующий образ «попаданца». Он весьма близок графоманам от научной и ненаучной фантастики и авторам фэнтези. Обычно здесь присутствует один или несколько персонажей, «провалившихся» в чужой мир, либо в прошлое. Попадание главного героя в иную реальность обычно случается внезапно в результате ранее неизвестного науке процесса. Оно может быть как телесным, так и в виде «подселения» в местного жителя.

Среди писателей, особенно молодых, бытует мнение, что недостаток вдохновения можно исправить с помощью этого литературного приема. Они считают, что это позволяет создать с нуля достаточно уникальную сюжетную линию с экзотическим антуражем. При этом надо понимать, что большая часть «графоманских» произведений пишется исключительно с мыслью «Ух, я бы им показал»…

А большая часть так называемых «попаданцев» представляет собой вариацию Мэри Сью. Особенно это относится к альтернативной истории. У многих авторов с графоманскими наклонностями присутствует разочарование в реальном мире, где пресловутое вещество из WC присутствует не только на городских улицах, но и в головах людей. Они хотели бы показать себя в роли знаменитого гасконца, пусть даже и в чужой реальности.

У многих читателей те же мечты — пусть обретенное в параллельном мире, но счастье! Это подобно глотку свежего воздуха и сбыче мечт. И ЧСВ растет: у писателей — благодаря тиражам и творчеству, у почтенной публики — в процессе чтения. Для кого-то это превратилось в настоящий гешефт. А некоторые не очень удачливые авторы жалуются на то, что их буквально заставляют писать подобные произведения…

Однако, если посмотреть на подобную графоманию более широко, то можно заметить, что это вполне достаточно логично и закономерно с точки зрения знакомства читающей публики с другим миром. Ведь в подобном произведении главному герою приходится сначала разбираться с местными обычаями, входить в курс дела. К этому направлению можно отнести и книги о «контакте»… Загвоздка в том, что на самом деле по-другому писать о подобных вещах гораздо сложнее, а в некоторых случаях и просто невозможно, несмотря на искусственность всей сюжетной линии.

Нынешним авторам трудно выбиться из того «океана» макулатуры, где используется стандартный сюжет о неудачнике, прямо из офиса попавшем в прошлое и там легко построившем новую космическую империю, использовав современные изобретения, наподобие пулемета, бронированной машины и ядерной бомбы.

Определенно можно сказать, что автору обязательно нужно учитывать реальный прогресс в определенную эпоху. Это же можно отнести и к произведениям в жанре фэнтези. При этом в научной фантастике шаблонное мышление уже не «пройдет», так как здесь речь идет о будущем, где есть не только все вышеперечисленное, но и многое другое, неизвестное попаданцу. Это заставляет литератора искать новые пути и вполне способно привести к созданию достаточно неординарного произведения.