Найти в Дзене
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании с Общества задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 июня 2020 г. по делу № А56-118135/2019

Суть спора: Оператор обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Оператора.

Фабула дела:

По данным бортовых устройств, установленных на транспортных средствах Общества, Оператор государственной системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, установил, что транспортные средства Общества, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения.

По данному факту в отношении Общества была выписана задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам.

Поскольку задолженность Обществом погашена не была, Оператор обратился в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1.В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Закона № 257-ФЗ движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.

2.В соответствии с п. 4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504) (далее – Правила) Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств. Реестр ведется оператором в электронном виде.

Согласно п. 95 Правил бортовое устройство устанавливается в день его получения собственником (владельцем) транспортного средства на том транспортном средстве, для которого было получено это бортовое устройство (в соответствии с данными, указанными в договоре и акте передачи бортового устройства). Бортовое устройство является федеральной собственностью и принадлежит Российской Федерации.

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

После установки бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в систему взимания платы.

3.Суд отметил, что при движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания даты на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

Таким образом, поскольку бортовое устройство в автоматическом режиме передает по каналам связи в систему взимания платы информацию о пройденном пути, суд пришел к выводу о том, что выписка из расчетной записи, является надлежащим доказательством протяженности маршрута, пройденного транспортным средством, на котором установлено такое бортовое устройство.

Резюме суда:

Выписка из расчетной записи бортового устройства транспортного средства, содержащая информацию о маршруте транспортного средства с максимальной массой свыше 12 тонн по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, является надлежащим доказательством для внесения собственниками (владельцами) таких транспортных средств платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам.