Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, сооснователь New retail и Project Line
— Пандемия показала: аналоговый мир может остановиться в одну секунду, а цифровой — бурно расти. А значит производителям придется столкнуться с новыми вызовами. И первый — онлайн-коммуникация с потребителем, который меняется на глазах.
Как строится производство сейчас: изучается фокус-группа, на основе данных выпускается продукт, а затем с помощью маркетинга продвигается в массы, на смену этой модели приходят новые модели маркетинга. Как сохранить рентабельность, но при этом не навязывать свой товар, а создавать ситуацию, в которой человек сам захотел бы его получить? И здесь возникает новое направление Social Selling. Оно, как и все передовые маркетинговые, управленческие, экономические инструменты сегодня, пришло из игровой индустрии. Потребители игрового контента в постоянной связи с разработчиками, они не только участвуют в создании игр, но и делают их предоплату. Главное — вовлечь в процесс, а затем выдавать продукт, который генерирует сам потребитель.
Для того чтобы просто и удобно коммуницировать в онлайн-пространстве, нужно выстраивать экосистему, она привлекает потребителей не только продуктом, но и всем, что вокруг него. Тем более IT-технологии становятся более доступны по цене, чем ранее а пандемия мощно погрузила людей в Интернет. Приведу пример: компания Nike разработала приложение Training Club, которое помогает проводить тренировки, а заодно дает возможность купить спортивную экипировку.
После того как в Китае закрылось пять тысяч магазинов Nike, компания потеряла в обороте всего 5 %, и все благодаря вовлеченности потребителей в экосистему — им было куда «приземлиться»!
Сейчас в России выросли продажи муки: многие на карантине стали печь хлеб сами. Почему бы мукомолам, к примеру, не создать приложение, в котором можно объединить рецепты, советы профессиональных кондитеров, привлечь производителей кухонной техники и ингредиентов и смесей для выпечки.
Другой шаг — оцифровка и получение данных потребителей. Для этого существует различные IT-решения. То же мобильное приложение может заменить скидочную карту, в нем вы можете дать персональную скидку и заручиться лояльностью реального человека! Наконец, это возможность получить данные о гео-локации потребителя, а это самая дорогая информация сегодня, т.к. она показывает его истинные намерения. Сами посудите, если человек пришёл в какое-то место, магазин, ресторан, то сделал он это с большой долей вероятностью сознательно. Другое дело поведение в сети, где может быть миллион пустых кликов и цена такого взаимодействия не так высока, как физическом мире.
Эффективны решения и с дополненной реальностью, когда человек наводит телефон на упаковку продукта илисчитывает Qr-код и получает много новых возможностей: сравнение товара по цене, информация о составе и др. Удобство и безопасность в онлайне, которые люди оценили во время карантина, станут векторами надолго.
Рассказал о цифровых возможностях независимый эксперт по инновациям в ритейле и визионер Агатов Борис.