На первом прямом Zэфире я взяла интервью у Ольги Кашубиной, автором книги про коронавирус, медицинского журналиста и блогера. Поговорили о коммуникации врача и клиники в СМИ, о том, как написать книгу, какое издательство выбрать и где жить журналисту в наше время.
Каждый четверг в Ins и FB прямой эфир с Викторией Шматковой, интервью с экспертами медицинского рынка
Виктория: Расскажите, как обычному врачу стать автором книг, как Вас нашло издательство и почему Вы не пошли лечить людей, получив медицинское образование?
Ольга: Проблемы с постдипломным сопровождением и юношеский идеализм, разбившийся о суровую реальность - вот причины, почему я не смогла работать врачом. Я не чувствовала себя компетентной и не нашлось человека, который бы переубедил меня, сказал своё напутственное слово.
Что касается журналистики: спрос на хороших адекватных медицинских авторов очень высок. Издательства "ходят" по известным блогерам, лидерам мнений и предлагают им написать книгу. Меня часто спрашивают, не знаю ли я хорошего аллерголога или другого специалиста, потому что хотят издать книги по определенным темам и ищут авторов.
Виктория: Нужно быть известным блогером, иметь свою аудиторию, чтобы у Вас взяли рукопись и разрешили издать книгу, либо наоборот можно сначала издать книгу и потом стать известным за счет книги?
Ольга: У меня тоже была иллюзия, что бизнес-модель издательства построена на том, что они берут блогера с большой аудиторией и пытаются продать книгу ей же. Оказалось, что это не так. Представители издательства говорят, что всего от 1% до 5% читателей блога покупают книгу. Получается, что блог и посты, статьи, интервью - это просто показатель того, что человек хорошо излагает свои мысли, они оригинальные, а количество подписчиков не играет никакой роли, за исключением многомиллионников, конечно.
Виктория: Ольга, Ваши книги рассчитаны больше на пациентов, такие книги популярны. И многие издательства ищут именно таких авторов, верно?
Ольга: Безусловно. Пациентов больше, чем врачей- это более широкая аудитория. Я увидела свою миссию в том, чтобы готовить для врачей более грамотных пациентов.
Виктория: Какой блог Вы начали вести первым?
Ольга: Блог ШБмнк - это первое с чего я начинала. Изначально у меня не было цели сделать свой блог, раскрутиться, написать книгу. Я работала журналистом и мне показалось странным в собственных соц.сетях расшаривать свои же статьи, потому что я думала это не очень интересно людям, которые не интересуются медициной. Тогда появился телеграм и я решила собрать там коллекцию своих статей, а потом поняла, что это востребовано и стала писать что-то еще специально для канала.
Виктория: А как Вы набрали подписчиков, как он стал популярным?
Ольга: Это как раз "история с продолжением": изначально было 200 или 400 человек, а потом в какой-то момент я набралась смелости и написала девушкам из Намочиманту - это был в тот момент самый популярный телеграм-канал о медицине и остается им на сегодняшний день. Тогда они еще принимали входящие заявки от авторов, мы познакомились, им понравился мой блог и они рассказали обо мне. Так количество подписчиков мгновенно выросло до 2 000 - это было очень много для 2017 года. Потом люди стали приходить органически, я никогда не занималась целенаправленной рекламой для набора подписчиков, работало только сарафанное радио.
Виктория: А что с блогом "Только спросить"? Вы говорили, что он продан. Как он появился, за сколько и кому его продали?
Ольга: Да, это необычная история для российского медиа-рынка. Изначально блог "Только спросить" был бренд-медиа компании ДокПлюс, но в какой-то момент компания перестала ориентироваться на аудиторию пациентов, превратилась в В2В-компанию и у них пропала необходимость делать блог для широкой аудитории. Тогда они начали искать покупателя и в апреле 2020 состоялась сделка - они продали "Только спросить" компании СеверГрупп (клиники Ава- Петер и Скандинавия).
Все остались довольны, но я и главный редактор "выросли" из этого бренд-медиа и не планировали продолжать связывать карьеру с этим проектом. Теперь он называется Cuprum. Я наблюдаю куда они "вырулят": растеряют или приобретут аудиторию.
Виктория: А какая была аудитория? Это был телеграм-канал?
Ольга: Это был сайт плюс телеграм-канал, где было 20 000 подписчиков, плюс активные каналы в Дзене, Фейсбук и ВК.
Виктория: Кому из врачей стоит вообще писать книги? Гинекологов и диетологов мы уже видели, например, а что делать проктологам или хирургам, о чем писать?
Ольга: Я бы посмотрела на зарубежный опыт. Например, Бомбора переводит книги из серии "Врачи без границ", "Сенсация в медицине" и пытается сама издавать книги в этом ключе, ищет авторов под них. Совсем недавно они искали автора по гематологии и неврологии, были готовы издать такую книгу.
Виктория: С Вашей точки зрения, какую нишу стоит выбрать: популярную или быть первооткрывателем?
Ольга: Нужно отталкиваться от собственных интересов, исходить из того, что у вас хорошо получается. Если Вы взахлёб можете о чем-то рассказывать, то даже сотую книжку по беременность и роды купят.
Виктория: Да, издательства любят проверенные темы.
Ольга: Когда я писала первую книжку "Как болел бы врач", таких книг не было на русском языке точно, неоткуда было взять идеи. А на английском языке книжка вышла, когда моя уже была в печати, я ничего уже не могла оттуда почерпнуть. И издательство поддержало меня, не смотря на узкую нишу и отсутствие популярных книг по этой тематике.
Виктория: А вы получили контракт с издательством до того как написали или Вы сначала написали и отправили полную рукопись?
Ольга: У меня даже идеи книги не было на тот момент, когда они пришли ко мне. Они меня убедили в том, что я обязательно эту книгу придумаю и напишу. Мы заключили договор очень мягкий по срокам: никто не требовал от меня представить рукопись к определенному числу. Я писала её 9 месяцев.
Виктория: Оля, а можете раскрыть гонорар от книги? Чтобы многие не думали, что сейчас они напишут книгу и разбогатеют.
Ольга: Нужно понимать, что проблема не в жадных издателях, которые зарабатывают деньги на книгах, а потом не делятся с авторами. Половину стоимости книги забирает книжный магазин. И надо понимать, что люди у нас не привыкли покупать дорогие книги. Поэтому делать книги с ценой выше 600 руб. - это довольно рискованно. В конечном итоге, автор получает около 7-10% от оптовой цены. В моём случае - это рублей 20 с экземпляра.
Виктория: Получается доктору нужно ставить другие цели - не заработать на книге, а получить больше пациентов с помощью книги, повысить свою экспертность?
Ольга: Абсолютно точно. Есть конечно какие-то уникальные ситуации, когда книга расходиться очень большим тиражом, но часто это зависит от случайных факторов. Поэтому я бы на это не рассчитывала, а воспринимала, как приятный бонус, если так произойдет.
У меня была интересная история - в какой-то момент моей книжкой заинтересовался FixPrice - большой всероссийский супермаркет недорогих товаров. Моя книга там абсолютно такая же по содержанию, но в мягкой покетбук-обложке и в 4 раза дешевле. Я получаю с них смешной процент роялти, но это 30 000 экземпляров, это больше чем тираж, который можно получить в твердой обложке. И опять таки - это возможность дотянуться до читателя который тебя нигде больше не найдет, который не пользуется соц.сетями например, не ходит в книжные магазины.
Виктория: А они сами на вас вышли или на издательство?
Ольга: Они вышли на издательство. И оно поставило меня в известность о том, что FixPrice выкупил большой тираж книги.
Виктория: Насколько я знаю, Вы родились Красноярске, а сейчас живете в Ставропольском крае, в Невинномысске. Получается не надо жить в Москве или Петербурге, чтобы получить известность, стать блогером - это никак не влияет на вашу популярность, как автора.
Ольга: Нужно быть готовым, очень мобильным, по крайней мере в первый год, после издания книги. Я довольно много летала, путешествовала и в Москву и в другие города, куда меня приглашали с лекциями и на мероприятия, а жить можно там, где вам нравится.
Виктория: Что посоветуете врачам, нужны ли все эти сторис или они нас только раздражают и скоро отойдут, мы про них забудем? Надо ли в них разбираться?
Ольга: Сложно проявлять активность, раскручивать себя всеми возможными инструментами не зная конкретных целей конкретного врача. Если Вы хотите набрать клиентскую базу или хотите заработать репутацию среди уже имеющихся клиентов - это одна история. Если Вы "тщеславный" в хорошем смысле человек, хотите получать отдачу от своей публичной деятельности - это другая история. Может Вы хотите собрать своё узкое сообщество, где будете говорить то, что не успеваете проговорить на приеме для всех, чтобы повысить средний уровень своего пациента.
То есть цели могу быть разными - не нужно использовать инструменты продвижения бездумно, просто потому, что все так делают. Это ненужная гонка за подписчиками.
Аудитория и лояльная аудитория - это разные вещи. Нужно обращать внимание на такой параметр, как соотношение числа подписчиков к числу лайков под постами, ведь Ваша органическая аудитория - это большая ценность.
Виктория: Если доктор решил начать писать, с чего ему начать: писать статьи на свой сайт или на другие ресурсы, писать сначала в соц.сетях, а потом переходить к статьям или и то и другое одновременно?
Ольга: На мой взгляд, статьи - это трудозатратный формат текстов, поэтому их лучше стараться пристроить в какие-то хорошие медицинские медиа. Если Ваша аудитория пациенты, то в постах Вам нужно коротко понятно, просто и достоверно доносить не очевидные факты, которые людям принесут пользу.
Виктория: Какие порталы, социальные сети Вы посоветуете?
Ольга: Есть много медиа, которые работают по системе, когда они готовы принимать новых авторов - профессионалов своего дела, которые с помощью редактора могут написать хорошую ценную статью. Тинькоф-журнал, в котором я являюсь сейчас редактором, один из таких медиа.
Виктория: А какой подход к изложению в книге на Ваш взгляд лучше: энциклопедическое повествование, как у гинеколога Белоконь, например, или более биографическое, как у Арсения Кожухова? Что ближе этой лояльной аудитории, которую врач хочет завоевать?
Ольга: Единого для всех рецепта нет, если человек не любит писать о себе, но при этом он прекрасный профессионал и может взахлёб писать о болезни, то не нужно ему из себя вытягивать истории из жизни, которые будут не очень правдоподобно выглядеть и не сработают так как ему хотелось бы. Критерий хорошей медицинской научно-популярной книги - когда Вам интересно читать даже если она Вам не актуальна.
Виктория: Может ли помощник писать за доктора в социальные сети?
Ольга: Если у доктора нет возможности писать или у него это не получается, то лучше этого не делать совсем. Неправдоподобность стиля рано или поздно вскроется. Выражайтесь тем способом, который Вам ближе. Но это должны быть Вы. А организационные вопросы уже можно делегировать помощнику. Например, тексты пишете вы сами, а помощник делает их более читаемыми, понятными аудитории, наводит красоту и публикует в нужное время.
Виктория: Ольга, большое спасибо, желаем Вам успеха в новом журнале и ждем новых книг!