Сложно представить, что оперы, которые сейчас регулярно идут в театрах во всем мире, не сразу были оценены публикой. Нижеперечисленные оперы прошли через непринятие, непонимание, но все-таки со временем (как это и всегда бывает) отстояли свое право быть одними из лучших.
1. ДЖ. РОССИНИ. "СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК"
20 февраля 1816 года, Театр Арджентина, Рим.
- За 30 лет до россиниевского "Севильского цирюльника" славой пользовалась одноименная опера Дж. Паизиелло.
Премьера Россини была освистана. Поклонники Паизиелло обвиняли Россини в "дерзком плагиате". К тому же на первом исполнении все не задалось: у гитары Альмавивы лопнула струна, Базилио, зацепившись за порог и упав, расшиб себе лицо, а еще на сцене каким-то образом оказалась кошка.
Но то было в первый день. В дальнейшем на постановку приходили зрители, которым не удалось попасть на премьеру, и сторонники Россини. С тех пор "Севильский цирюльник" был оценен по достоинству.
2. ДЖ. ВЕРДИ. "ТРАВИАТА"
6 марта 1853 года, Театр Ля Фениче, Венеция.
После премьеры Верди обвиняли во всех смертных грехах...
- название "Травиата" (с ит. сбившаяся с пути, падшая, заблудшая);
- сюжет оперы - вызов общепринятой морали;
- сочувствие композитора к жертве социального неравенства;
- костюмы: певцы были одеты в современную одежду.
И вдобавок исполнительница главной роли Донателли ввиду своей немаленькой комплекции не походила на чахоточную больную.
"Фиаско. Моя ли вина или певцов, время покажет." - писал Верди после премьеры.
Через год опера полюбилась слушателям. На время были убраны современные костюмы, поменяли солистку. С тех пор началась всемирная слава оперы, ставшей частью репертуара почти каждого оперного театра.
3. Ж. БИЗЕ. "Кармен"
3 марта 1875 года, Опера комик, Париж.
Успех скандала - так двумя словами можно описать первые исполнения оперы "Кармен".
Как и в опере "Травиата" публика считала сюжет оперы безнравственным, недостатка в негативных отзывах не было. К тому же, Театр комической оперы всегда был приятным местом для бесед, в котором играла ласкающая слух музыка и можно было посмотреть на красивых актрис в изысканных нарядах. "Кармен" нарушала эту атмосферу.
А вот современник Бизе, П. И. Чайковский очень высоко оценил оперу:
"...лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире"
Так и случилось. "Кармен" имела небывалый успех за рубежом, а спустя 8 лет после премьеры постановка была возобновлена в Париже.
4. ДЖ. ПУЧЧИНИ. "МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ"
17 февраля 1904 года, Ла Скала, Милан.
Пуччини, взволнованный правдивостью истории Чио-Чио-сан, был готов представить свою работу публике. Однако опера провалилась и ее сняли с репертуара. Люди не поняли содержания и возмущались большой продолжительностью II акта.
Пуччини исправился: сократил номера и разделил II акт. Такие незначительные изменения через 3 месяца привели оперу к огромному успеху!
5. М. И. ГЛИНКА. "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"
27 ноября (9 декабря) 1842 года, Большой театр, Санкт-Петербург.
После первого исполнения слушатели были охвачены патриотическим чувством, однако успех оперы был скромным, некоторая часть публики свистела и шикала. Такая реакция может быть объяснена отъездом царской семьи из театра до окончания спектакля.
Все же Глинка был настроен оптимистично:
"Я верю, что пройдет время, и мою оперу поймут и оценят."