Найти в Дзене
Артем Мовчан

Чем заняться с ребенком на самоизоляции? Советы психолога.

Оглавление

Мы все оказались в ситуации, когда 24/7 нас окружают наши близкие. Это же отличная новость? Нет? Наверно, в самом начале самоизоляции можно было еще радоваться этому, но сейчас уже немного другие мысли, не так ли? Возникают ситуации, когда муж с женой ссорятся и ссорятся намного чаще, чем обычно. Оно и понятно - времени для этого прекрасного занятия стало больше и ситуаций, которые провоцируют, стало тоже больше. Если вы и раньше ссорились друг с другом, то сейчас частота и интенсивность может возрасти. Не у всех, но может. А кто остается крайним? Правильно, ребенок, который нет-нет да и попадет под горячую руку. Ведь так? И начинаем сожалеть о том, что сказали или сделали.

Важно понимать, как организовать совместную деятельность с ребенком так, чтобы это не превратилось в побоище со слезами, криками и остальными спецэффектами.

Поэтому первое, о чем хочется поговорить - это отношения «родитель-ребенок». На самоизоляции можно поставить себе цель - наладить отношения со своим ребенком или улучшить, если они и так отличные! Что важно для детей в определенном возрасте?

В возрасте от 7 до 11 лет ребенок будет ждать, того, чтобы вы его поддерживали, все его труды. Раньше, до 6-7 лет ребенок, когда нарисовал рисунок, подбегал к вам и спрашивал: «Я молодец?» и вы одобрительно говорили «Да, ты такой умничка!». Ребенок только формировал отношение к себе, а формировал он его на основе мнений значимых взрослых, коими чаще всего и являются родители. Когда ребенку 7 лет, вы можете заметить, что все чаще и чаще он прибегает с утверждением о том, что «Я молодец!». В этом возрасте ребенок уже сформировал мнение о себе для многих ситуаций, поэтому он уже знает, когда «я хороший», а когда я «плохой». Чтобы наладить отношения с ребенком от 7 до 11 лет, старайтесь поощрять его положительное поведение, ему это очень важно! Ему важно знать, что он все правильно запомнил. Старайтесь вникнуть в то, что ему нравится и почему. Тогда вы построите доверительные отношения и не будете потом кусать локти, когда ребенок станет подростком. Почему? Об это мы поговорим дальше.

В возрасте 11 лет ребенок уже может размышлять о своих мыслях, то есть сформировывается рефлексия. Он начинает переосмысливать все то, что до этого говорили родители, то, что о нем думают, то, что сам о себе думает. Как бы родителям ни хотелось, чтобы ребенок к ним всегда прислушивался, ведь «Я хочу для него только хорошего! Ну как не понимает!», но это не тот возраст, когда вы можете просто указывать ему, что делать. В возрасте от 11 до 17 лет придется договариваться и привыкать к тому, что теперь недостаточно просто приказать. Если вы будете делать так, то просто потеряете связь с ребенком и потом будете удивляться: «мой ребенок никогда себя так не вел, я его так не воспитывал(а), как же так оно получается?». Главное запомнить простую вещь - в поведении ребенка, в хорошем или плохом - вы принимаете непосредственное участие. Поэтому, говоря о том, что ребенок «какой-то не такой» - можете смело повторять эту фразу относительно себя. Нужно понимать, что в подростковом возрасте мнение родителей становиться не таким важным, как мнение друзей. Да, тех «невоспитанных» детей. Это реальность. И если в этом возрасте постоянно говорить о том, что друзья плохие, что с ними нельзя общаться, это все просто приведет в кому, что дальше будет хуже. Вы будете терять те ниточки, которые связывали вас и вашего ребенка. Оно вам нужно? Думаю, что ни один родитель не хотел бы того, чтобы его ребенок просто в один момент разорвал отношения раз и навсегда. Это конечно жесткий сценарий, но он, к сожалению, может быть реальным. Ведите диалог с ребенком, а не монолог, тогда вы сможете стать другом для своего ребенка. Как уже говорил - мнение друга в этом возрасте важнее, чем родителя.

Второе, о чем хочется поговорить - совместное времяпрепровождение. Это может быть совместное обучение или совместные игры.

Чтобы ребенок с вами хотел проводить время - необходимо, чтобы был налажен контакт. Если в какой-то момент вы просто неожиданно предложите играть во что-то, но раньше этого не делали - это приведет к обратному эффекту. Ребенок просто закроется, покрутит пальцем у виска и не будет ни играть, ни учиться с вами. Любое поведение должно быть конгруэнтно с вами. Что это значит? Если это вам свойственно - вы можете сделать что-либо, а если нет, то ваше действие может привести к недоумению. Это касается не только отношений с ребенком. Поэтому, если после прочтения этого поста вы сразу побежите к ребенку с предложением вместе играть, учиться, но раньше этого никогда не делали - вас просто не поймут. Что делать? Необходимо сначала постепенно наладить диалог. Поговорить о том, что нравится ребенку, пусть сам выберет, что ему нравится. Потом уже попробуйте предложить в это поиграть. Только после того, как это станет обычным делом для вас и вашего ребенка - можете сами что-то предлагать. Предложите ребенку научиться чему-то у вас, предложите научиться чему-то вместе. Только помните - если вы будете во время этого его упрекать или беситься от того, что что-то не получается у вас или у ребенка - это все превратится в повод для ссоры. Давайте рассмотрим несколько вариантов времяпрепровождения? Разделим на две группы: онлайн и оффлайн.

Оффлайн занятия.

Вы можете научить ребенка чему-то, что вы умеете, но только тому, что будет интересно ему.

— Вы можете поиграть в настольные игры. Только помните о том, что карты и домино это, конечно, здорово, но сейчас детям интересно играть в другие настолько игры. Предлагаю вам два сайта, где вы сможете найти игры для детей по-младше (bandaumnikov.ru) или для детей по-старше (gaga.ru). Поверьте, там есть игры, в которые и взрослым будет играть очень интересно! Вы вместе сможете выбрать то, что понравится и вам и ребенку, а потом с удовольствием в это поиграть.

-2

— Вы можете помочь ребенку разобраться со школьной программой. Только предупреждаю сразу - если вы закипаете быстрее, чем открывается учебник - даже не пробуйте это делать. Наймите лучше онлайн-репетитора, если у ребенка не получается что-то по тому или иному предмету и он не может сам с этим справиться.

Онлайн-занятия.

— Можно найти какой-либо онлайн-курс и пройти его вместе с ребенком, почему бы нет?

— Можно совместно поиграть в онлайн-развивающие игры, например на сайте wikium.ru или logiclike.com. Конечно, если ребенок-подросток - даже не предлагайте такие сайты, вы будете точно неправильно поняты :)

-3

— Если ребенок-подросток - можете поинтересоваться онлайн-играми, в которые играют его сверстники и ему тоже хотелось бы попробовать. Если у вас дружеские, не натянутые отношения - ребенок поделится с вами и у вас появится еще один общий интерес.

Это всего лишь часть того, что можно делать дома во время самоизоляции с ребенком. Могу сразу предупредить - если что-то из этого не получается, значит возвращаемся к теме детско-родительских отношений.

Невозможно организовать психически-здоровую совместную деятельность, если контакт с ребенком потерян. Это значит, что самым важным и единственным, чем действительно нужно заняться на самоизоляции - это найти способы выстраивания гармоничных отношений со своим ребенком.