"Когда началась война, я училась в 5 классе. Всех учителей-мужчин забрали на фронт, остался только Николай Акимович, который преподавал труды и военное дело.
Наша деревня располагалась в сибирской глуши, в 4000 километрах от линии фронта. Но Николай Акимович считал, что нужно быть готовым ко всему и очень рьяно стал готовить нас к встрече с врагом.
Конец октября, 1941 год. Поля уже опустели, дождь, грязь. Так вот мы ближайшее к деревне поле по-пластунски переползали от края до края почти каждый день, и мальчишки, и девчонки. Когда вставали на ноги, становились тяжелее килограммов на пять, а то и больше: столько грязи налипало на нашу одежду, осень-то у нас такая - слякотная. А у кого-то этой одежды и было-то всё, что на нём, в одном экземпляре. На въезде в деревню окопы вырыли. Зима наступила - стали по снегу ползать.
Говорил нам учитель, что надо быть всегда начеку, враг может быть рядом, среди нас. Организовали дежурства ночные на особо важных пунктах, возле школы и возле сельсовета. Чтобы разведчик какой вражеский не сунулся. Дети от 10 лет стояли на постах, охраняли здания с двумя старыми берданками, что после отцов, ушедших на фронт, бесхозными стали. Время распределили, дежурили по три часа, с девяти вечера до 6 утра, сменяя друг друга. А у нас морозы до минус пятидесяти зимой бывают, а стоишь - караулишь, не жалуешься. Никто не сказал: "Не хочу, не пойду". Некоторые ведь жалели, что фашисты так далеко, что нельзя с ними сразиться лицом к лицу, глупые.
И матери наши не возмущались нашим ночным отлучкам , учитель сказал - "надо", значит, - надо, иди и стой. "
Елизавета Константиновна Калинина. 2019 год