Найти тему
Пресса Войны

Заметки о воздушном бое

Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал авиации (1961) 
Евгений Яковлевич Савицкий ("Дракон").
Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал авиации (1961) Евгений Яковлевич Савицкий ("Дракон").

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Е. Савицкий // «Красная звезда» № 122 (6100) от 26.05.1945 г. [2]

В ходе Отечественной войны советская истребительная авиация показала себя, как активный вид наших военно-воздушных сил. В боях на различных участках фронта, где воздушная обстановка порою была исключительно сложной как по своей тактической остроте, так и по соотношению сил, наши летчики и авиационные командиры проявили исключительное мастерство и героизм. Они вырвали у противника боевую инициативу и, противопоставив его воздушной тактике свою, более совершенную, прочно завоевали господство в воздухе.

Вступая в воздушную войну с немцами, мы сразу же столкнулись с сильным противником. Враг имел в то время известный перевес в технике и опыт, приобретенный им в войне на Западе. Кроме того, немцы располагали определенной тактикой воздушной войны. Эту тактику наши летчики должны были изучить, присматриваться к поведению противника, познавать его приемы и хватку.

Появление новых, более совершенных отечественных самолетов и возросшее боевое мастерство летного состава вскоре привели к известной эволюции в тактике воздушного боя, в корне изменили воздушную обстановку и соотношение сил в нашу пользу. Оборонительный период сменило равновесие сил, а затем наступил решительный перелом. В процессе ожесточенных воздушных боев наше авиационное командование сумело противопоставить противнику ряд своих, более оригинальных тактических приемов борьбы. Воздушный бой стал более острым по замыслу. Действия истребителей по своему характеру стали активными, наступательными. Этот период войны в воздухе является наиболее интересным в смысле новизны и совершенствования тактики советских истребителей. Их основным методом борьбы явился метод наступления на воздушного противника. Для иллюстрации остановимся хотя бы на нескольких задачах, которые выполняли наши истребители в последний период Отечественной войны. Скажем, прикрытие наземных войск и обеспечение действий своей авиации решались ими совсем иначе, чем в первый период войны.

Если в первых столкновениях с врагом в силу ряда причин мы часто были вынуждены вести воздушные бои непосредственно над объектами прикрытия, то в основу более поздних воздушных боев уже была заложена иная идея. Мы стали вести их на подступах к прикрываемым объектам,, над территорией противника. Иными словами, наши истребители стали уничтожать врага, изматывать его силы еще до того, как он появлялся над нашими объектами, боевыми порядками войск и т. д. В этой борьбе с врагом основной целью истребителей было максимальное уничтожение вражеских штурмовиков и бомбардировщиков. В конечном итоге, выполняемая нашими истребителями задача в первую очередь (и это правильно!) стала оцениваться результатами борьбы с штурмовиками и бомбардировщиками противника.

Заметим, что ведение боя на дальних подступах к охраняемым объектам (линии фронта) является выгодным во всех отношениях. Истребители, перехватывая вражеские штурмовики и бомбардировщики в полосе их вероятных маршрутов, деморализуют врага, расстраивают его боевые порядки и срывают прицельное бомбометание. Естественно, что отдельные прорвавшиеся бомбардировщики, подходя к цели, уже действуют неуверенно, сбрасывают бомбы торопливо, не прицеливаясь. Таким образом современный воздушный бой условно можно разбить на два этапа. Первый этап — это перехват и уничтожение воздушного противника на подступах к прикрываемым объектам; второй этап — уничтожение и окончательный разгром прорвавшихся к цели вражеских самолетов. Попадая под таксе двойное воздействие, вражеская авиация обычно своих задач не выполняет. Так, сводя к минимуму боевую эффективность вражеских бомбардировщиков, истребители прикрытия обеспечивают свободу маневра своим наземным войскам, дают им возможность действовать без потерь от нападений воздушного противника.

Перехват вражеских самолетов на дальних подступах к цели или за линией фронта не может происходить вслепую, наудачу. Располагая современными средствами радиолокации, истребители могут заблаговременно организовать воздушный бой и упредить замысел противника.

Теперь при помощи радиоаппаратуры можно обнаружить врата за несколько десятков километров от линии фронта, определить количество его самолетов и их боевой курс. Порой подобные радиозасечки возможны даже с момента взлета самолетов противника с аэродрома. Одновременно с этим командир-истребитель, управляющий боем, организует встречу с противником при помощи радиовспомогательных средств. Следя за маневром групп, он «сводит» их для боя в наиболее выгодный для своих летчиков момент. В случае усложнения обстановки, когда враг вводит в действие дополнительные силы, руководитель боя может наращивать свои силы, вызывая по радио группы усиления и направляя их к очагу схватки.

Активные наступательные действия истребителей в большинстве случаев позволяют парировать почти все попытки; бомбардировщиков противника воздействовать на различные военные объекты и боевые порядки наземных войск. Вот один из примеров действий нашего авиасоединения. Однажды немцы были особенно яростны. Они пытались непрерывными ударами с воздуха приостановить продвижение наших наземных частей. В тот день на весьма узком участке фронта за короткий срок враг произвел около 200 самолетовылетов. Встречая врага еще за линией фронта, наши истребители рассеяли более чем две трети его бомбардировщиков. Из отдельных прорвавшихся самолетов было сбито 18 машин; боевая же эффективность остальных (одиночек) была крайне ничтожна.

Ошибочно было бы полагать, что тактика воздушного боя состоит из однотипных приемов и методов борьбы. Если это было бы так, то организация воздушного боя не составляла бы особого труда. Но ведь дело в том, что в ходе военных действий, в зависимости от наземной и воздушной обстановки, тактические приемы всё время видоизменяются. Если иной раз и не наблюдается чего-либо радикально нового, то в боевых условиях почти ежедневно можно столкнуться с различными тактическими вариантами и комбинациями. Если, скажем, сегодня противник действует одним методом, то завтра может встретиться и иное построение боевого порядка его самолетов, и иные высоты, и направление его действий. Кроме того, истребители, навязывающие врагу свою волю, вырывают у него боевую инициативу, заставляют его всё время выкручиваться и придумывать новые комбинации. Поэтому, ведя наступательные воздушные бои, следует всё время ждать от врага «сюрприза», быть всегда готовым к тому, чтобы на ходу гибко изменить формы боя.

Насколько часто иногда может изменяться воздушная обстановка, наглядно показывает следующий пример. В начале одной из операций последнего этапа Отечественной войны на нашем участке фронта бомбардировщики противника начали действовать без непосредственного прикрытия истребителей. Они тут же понесли большие потери. Тогда, быстро изменив тактику, немцы стали появляться только в сопровождении истребителей. Однако наши истребители успешно повели борьбу и с бомбардировщиками и с истребителями противника. Увеличившиеся потери вынудили врага в этот день совсем прекратить использование бомбардировщиков и перейти к другому методу борьбы в воздухе. Наутро «Юнкерсы» и «Хейнкели» больше не показывались. Зато над полем боя в массовом количестве появились «Фокке-Вульф-190», которые одновременно выполняли функции истребителей и штурмовиков.

Несмотря на потери, враг настойчиво продолжал атаки. Порядок действий его самолетов был еще раз резко изменен. Немцы применили глубоко эшелонированные боевые порядки. Кроме того, они стали высылать «Фокке-Вульфы» штурмового варианта с непосредственным прикрытием «Мессершмиттов». Вражеские штурмовики теперь стали подходить к полю боя на малых высотах (50–100 метров). Всё это в известной степени осложняло работу наших радиолокаторных средств и постов наблюдения. Но врагу всё же не удалось организовать сколько-нибудь эффективное авиационное воздействие на наши наземные войска. Истребители нашего соединения каждое изменение в тактике противника встречали своими контрприемами борьбы и в конечном счете разгромили авиационную группировку противника.

В современном воздушном бою весьма важную роль играет техническое превосходство (летные и боевые качества самолетов). Оно в значительной степени оказывает влияние на характер и тактику самого воздушного боя. В ходе Отечественной войны появление самолетов конструкции Яковлева и Лавочкина, имевших высокие летные качества (в особенности на вертикальном маневре), позволило нашим истребителям при встрече с противником, даже на равных скоростях и высотах, быстро достигать тактического превосходства. Неменьшую роль на ход воздушного боя оказывает и вооружение самолета. Наличие на наших истребителях крупнокалиберного вооружения также ставило наших летчиков в выгодные условия. При таком вооружении истребители могут открывать огонь по бомбардировщикам противника с увеличенных дистанций. Это быстро расстраивает боевые порядки врага и дает возможность уничтожать его самолеты при меньшей опасности поражения турельным огнем.

Борьба за господство в воздухе ведется истребителями не только в воздухе, но и другими, не менее эффективными методами. К одному из них относится активная блокировка аэродромов противника. Отличие ее от обычной блокировки состоит в том, что истребители, налетая на аэродром противника, не только «висят» над ним и сковывают работу обслуживающего персонала, а штурмуют пулеметно-пушечным огнем и бомбами материальную часть противника. Активная блокировка особенно эффективна в тех случаях, когда истребители после тщательной разведки блокируют именно те аэродромы, с которых враг ведет наиболее интенсивную работу. Истребители нашего соединения неоднократно проводили активные блокировки. По некоторым авиабазам, с которых противник особенно интенсивно действовал, осуществлялись двух- и трехкратные блокировки. Это давало возможность уничтожать на земле десятки вражеских самолетов, вынуждало противника к резкому снижению активности в воздухе. Кроме того, при частых блокировках противник вынужден держать для прикрытия своих авиабаз усиленные наряды истребителей, снимая последних с поля боя.

Рассматривая современный воздушный бой, можно сказать, что по некоторым элементам он вошел в определенные рамки тактической закономерности. Вместе с тем, появление более скоростных и маневренных самолетов, новые виды вооружения и т. д. вносят в установившиеся формы борьбы ряд коррективов и в известной степени видоизменяют характер самого боя. В данном отношении заслуживает внимания появление скоростных самолетов с реактивными двигателями. Хотя полет таких машин со стороны, противника происходил преимущественно одиночным порядком, но всё же по ряду встреч с ними уже можно судить о некоторых ближайших перспективах воздушного боя.

Самолеты с реактивными двигателями, появившиеся у врага в последних операциях Отечественной войны, имели свой положительные и отрицательные стороны. Обладая большой скоростью, они вместе с тем были мало маневренны. Повышенная скорость, ограниченный маневр самолетов с реактивными двигателями порождают определенную тактику действий, рассчитанную на догон и короткий «клевок» сзади, без завязки длительного воздушного боя.

Вместе с тем заметим, что массовое появление самолетов с реактивными двигателями может значительно осложнить действия бомбардировочной авиации на больших высотах. Нам думается, в будущем не исключен тот факт; что организация бомбардировочных операций должна будет претерпеть некоторые изменения. Самолеты-бомбардировщики но споим конструктивным данным должны будут резко повысить свою живучесть и оборонительные качества. В то же время сложность действий самолетов с реактивными двигателями на малых высотах может стимулировать еще большее развитие бронированного штурмовика. Всё это в свою очередь приведет истребителей к тактике двухъярусного боя. Верхний ярус — большие высоты — станет местом сражения самолетов с реактивными двигателями. Нижний ярус — малые и средние высоты — будет очагом борьбы обычных самолетов. Безусловно, сфера воздушного боя самолетов с реактивными двигателями по своему объему будет занимать большое пространство.

В заключение следует сказать, что возможности современного воздушного боя далеко не исчерпаны. Проходя через известные стадии развития, он может значительно измениться и совершенствоваться, и в этом большое влияние оказывает новая авиационная техника, поступающая на вооружение воздушных флотов.