Почему станцию проектировали латвийские архитекторы? Что означают цвета керамической плитки? Правда ли, что не все задумки удалось воплотить? Какие украшения можно найти на станции, если внимательно присмотреться? Ну, и, конечно же, почему многие считают, что "Рижская" похожа на общественный туалет? Об этом и не только расскажу сегодня.
Дружба народов
Оформление станции получилось одним из самых ярких среди платформ своего времени. Однако в то же время облик оказался спорным. Не всем понравился декор станции. Поскольку при строительстве Рижского радиуса финансирование сильно ограничили, а за каждым украшением бдительно следили, то пришлось проявлять изобретательность.Но об этом чуть позже.
Чтобы подчеркнуть дружбу между РСФСР и остальными республиками, проектирование станции "Рижская" доверили латвийским архитекторам. Конкретных исполнителей пришлось выбирать с помощью конкурса. Причём смотр и обсуждение работ претендентов проходил в Москве. Все участники должны были приехать в столицу, чтобы представить свой проект.
Победил вариант Артура Рейнфельдса и Вайделотиса Апситиса. Интересно, что никакого финансового поощрения (то есть премии) за успех в конкурсе не полагалось. Право участвовать в строительстве станции для Московского метро уже считалось прекрасной наградой.
Значение цветов
"Рижскую" запроектировали глубокой - 45 метров. Инженерный проект был типовым. А именно - трёхсводчатая станция с пилонами. Поэтому особой свободой архитекторы не обладали. По сути, от них требовалось лишь придумать отделку. Хотя всё же одно новшество им воплотить удалось. Архитекторы впервые применили технологию, которая позволяла избежать протечек. От них часто появлялись пятна на сводах. Теперь вся вода с помощью специального механизма сразу попадала в канализацию.
Помимо конструктивных стеснений, были и экономические. Как мы знаем, излишние украшения на станциях не поощрялись. Поэтому архитекторы решили "поиграть" с цветами. Они, согласно задумке, должны были воплощать типичные для Риги оттенки. Во-первых, тёмно-бордовый, который символизировал черепичные крыши города.
Во-вторых, жёлтый, который был характерен для Латвийской столицы летом, когда цвели липы. В некоторых источниках встречается точка зрения, что этот цвет отсылает к янтарю. Однако сами архитекторы в своих воспоминаниях, никогда про это не говорили.
Скрытые украшательства
Таким образом, пилоны станции отделали тёмно-бордовой и жёлтой керамической плиткой. Производили её на заводах в Латвии. Из-за того, что многие комплектующие для "Рижской" делали в Прибалтике, одному из двух архитекторов приходилось находится в Москве, а другому контролировать процесс в Риге. Периодически они менялись.
Поскольку керамические блоки были очень крупными, то их пришлось изготавливать по старинной латвийской технологии. Трудности возникли и на строительной площадке. Ранее плитку такого размера при отделке московских станций не применяли.
Чтобы внести небольшой художественный штрих, решили добавили иллюстрированную керамику. Если присмотреться к пилонам, то можно заметить гравировки самых знаменитых пейзажей Риги. Например, Шведских ворот, Оперы, здания Большой Гильдии, павильонов Центрального рынка, Пороховой башни и др.
В торце станции должно было появиться ещё одно украшение - панно с изображением столицы Латвии. Причём советские чиновники предъявили к нему особые требования: вид со стороны реки Даугавы на Старую Ригу. При этом нужно было показать достижения трудящихся. Например, строительство новых жилых домов и предприятий. Однако денег не хватило, и от панно отказались. Наверное, архитекторы были этому рады.
Рига или общественный туалет?
Завершили украшение станции жёлтой и черной керамической плиткой на путевых стенах. В качестве освещения установили довольно необычные светильники. Также декора добавили скамейкам. Если подойти ближе, то на них можно увидеть узоры.
Открылась станция "Рижская" 1 мая 1958 года в составе участка от "Проспекта Мира" до "ВДНХ". Своё название платформа получила по находящемуся рядом Рижскому вокзалу.
Среди москвичей и туристов станция вызывает разные эмоции. Кто-то говорит, что отделка оригинальная, яркая. Она придаёт "Рижской" индивидуальность. И правда, спутать её с другой станцией Московского метро невозможно.
Другие считают украшения безвкусными. И добавляют, что цветовая гамма придаёт "Рижской" сходство не со столицей Латвии, а с общественным туалетом. Я думаю, что станция всё-таки больше удачная, чем провальная. Архитекторы действительно очень старались, чтобы пассажиры почувствовали связь с Ригой. А также проявили немало смекалки и придумали несколько интересных идей для украшения станции.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!