Найти в Дзене
Наталия Будур

Норвежские ставкирки

Одними из культурных чудес Норвегии по праву считаются средневековые деревянные церкви — ставкирки, которые строили в X-XIII веках. Внешне они напоминают русские церкви, собранные в Кижах, но вот построены совсем по другому принципу.

У ставкирок, как эти церкви называются по-норвежски, есть несколько русских названий-переводов — каркасные, столбовые, мачтовые или деревянные церкви (stavkirke, где stav — столб, а kirke — церковь), а появились они в скандинавских странах одновременно с христианством — в конце Х века.

Строились ставкирки из вертикально установленных, а не горизонтально уложенных, как в русских деревянных церквях, бревен, а порталы их покрыты красивейшей резьбой, корни которой уходят в языческое искусство времен викингов.

-2
-3

Первые восемьсот деревянных церквей были построены в XI веке в честь — и в результате — победы христианства в стране. Тридцать из этих церквей сохранились.

Стены сделаны из поставленных вертикально и пропитанных смолой бревен. Главным «врагом» церквей было время и гниль: зарытые в землю части бревен, несмотря на пропитку смолой, начинали гнить.

Позднее строители церквей стали сооружать основание, или лежень, из горизонтальных балок, уложив его на каменный фундамент. При этом все столбы, в том числе и каркасные стойки, называемые мачтами, вставлялись в пазы на лежне. Каждый столб был высотой около 9 метров (плюс-минус в разных церквях), а его верхняя часть крепилась к верхней опорной балке при помощи подкосных соединений и косых андреевских крестов.

-4
-5
-6

Интересно, что часть стены собиралась на земле — своеобразными «порциями-блоками», - а уже потом поднималась и устанавливалась на лежащие брусья на фундаменте.

Туристы часто сравнивают эти норвежские христианские храмы с китайскими пагодами, и они, безусловно, правы: изогнутые крыши, мифологические персонажи, притаившиеся на фронтонах, замысловатые узоры на балках невольно наталкивают на такие сравнения. Ставкирки действительно — завораживающие сказочные строения.

-7
-8
-9
-10
-11

Существует несколько видов ставкирок.

Первоначальная планировка была очень простой: квадратный алтарь, прямоугольный неф и - в больших церквях — боковые приделы. Вертикальные столбы в центральной части служили поддержкой крыши — она на них «лежала».

В больших и наиболее сложных есть средний неф в центре, поддерживаемый отдельно стоящими мачтами и окруженный более низкой галереей. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен.

Деревянные врата и откосы обычно украшены замысловатым резным орнаментом.

Окон в ставкирках нет. Свет проникает через небольшие вентиляционные отверстия в стенах вверху.

-12
-13
-14
-15

Хотя ставкирки считаются скандинавским, вернее, норвежским, «изобретением», некоторые ученые полагают, что впервые они «родились» в англо-саксонской Британии. В подтверждение этой гипотезы приводят тот факт, что самая «ранняя», или, наоборот, старая, такая деревянная церковь существует в Гринстеде в Эссексе, а первые христианские священники прибыли в Норвегию из Англии и Ирландии:

Однако самые красивые деревянные церкви — в Норвегии.

Резчики изображали на ставкирках не только сцены из библейской истории, но и из древнескандинавской языческой мифологии, что свидетельствует о переплетении и мирном сосуществовании в культуре конца эпохи викингов элементов язычества и христианства.

-16
-17
-18
-19

В Скандинавии до начала христианизации в орнаментике преобладали условные схематизированные образы, прежде всего зверя, змея и коня.

Иногда кажется, что резьба так плотно покрывает поверхность, что рассмотреть отдельные детали орнамента совершенно невозможно. Однако это не так. Чтобы расшифровать сложную плетенку, следует начать с чьей-нибудь головы (чаще всего — звериной) и следовать по изгибам тела до конечностей. Тогда неожиданно вы увидите настоящего изогнутого в прыжке красавца-зверя или фантасмагоричную человеческую фигуру.

Ставкирки стали «охранными» очень давно и находятся под защитой государства и ЮНЕСКО.

Начало исследованию церквей положил известный художник-романтик Ханс Юхан Даль, который во время своих поездок по стране сделал зарисовки и тщательно изучил ставкирки. В 1837 году вышла его книга с рисунками, посвященная этой теме.

Приблизительно в это же время он предложил перенести ставкирку из Ванга в парк королевского дворца в Кристиании, но придворный архитектор Линстоу решительно воспротивился этому. Церковь были приобретена в 1841 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IY и установлена в парке неподалеку от королевского дворца в Шлезвиге.

-20
-21

Тем не менее, несмотря на первую неудачу, на ставкирки обратили внимание ученые и начали регистрировать и изучать их, которые находились под угрозой сноса. В 1844 году энтузиасты основали Общество охраны старинных памятников Норвегии для защиты значимых древних зданий.

Председатель этого Общества Николай Николаусен, впоследствии ставший государственным антикваром и членом правления Музея искусств, много время уделял изучению памятников старину и изъездил вдоль и поперек всю Норвегию с целью научных изысканий. Результатом этих исследований стали вышедшие в 1855 году «Памятники средневекового искусства в Норвегии», где особенное внимание уделялось архитектуре деревянных церквей и построек на хуторах.

-22
-23
-24

В 1877 году Общество приобретает Ставкирку из Богрунда.

а в 1880 году — церковь из Урнеса, что способствует продолжению роста интереса к деревянным церквям. Ниже — фотография церкви Урнес из государственных архивов:

В 1881 году король Оскар II покупает ставкирку из Голя, которую перевозят в 1884 году в королевскую резиденцию на Бюгдё. Вместе с домом из Хова это были первые экспонаты Норвежского народного музея, основанного в 1886 году. А в 1884 году устанавливает ставкирку из Фортуна в своей усадьбе у Фантофта неподалеку от Бергена консул Ф. Гаде.

Друг Норвегии кайзер Вильгельм II возводит ставкирку в парке своего охотничьего замка Роминтен, выстроенного в 1890 - 1891 в «древне-северном» стиле по проекту норвежского архитектора Хольма Мюнте.

В 1886 году деревянную церковь из Норе, ставшую впоследствии собственностью Общества, покупает норвежский историк искусства и литературы Лоренц Дитрихсон, а уже в 1892 году выходит его капитальный труд о ставкирках.

-25
-26
-27
-28

Сегодня у Норвегии есть полный список старинных зданий, включающий уникальные данные на национальном уровне. Эти данные были сделаны доступными для местного руководства по всей стране в официальной регистрации земельной собственности адресов и зданий (ГАБ Регистрация). Директорат культурного наследия издал также национальный регистр охраняемых архитектурных и археологических памятников «Аскеладден». Это является важным инструментом для сбора полной информации по памятникам и достопримечательностям для муниципальных программ планирования охраны и реставрации памятников истории.

Вот такие сказочные деревянные чудеса есть в Норвегии!

Авторский текст — Наталии Будур.

Фотографии — с просторов интернета.