Жюри ежегодной профессиональной премии в области спортивного маркетинга MarSpo Awards 2020 подвело итоги работы. Премия, которая проводится с 2017 года, стала заметным событием в российском спортивном маркетинге и, в частности, в оценке работ по спонсорству спортивных событий, лиг и клубов. Из-за пандемии коронавируса в этом году защита проектов и вручение наград ежегодной премии в области спортивного маркетинга MarSpo Awards 2020 прошло в онлайн-режиме.
На протяжении трех дней претенденты на победу рассказывали членам жюри о своих проектах в прямом эфире. Защиты финалистов, которые в обычных условиях проходили в офлайн и за закрытыми дверями, впервые стали доступными для всех желающих. Они проводились в режиме живой трансляции: все участники событий общались на интернет-платформе, а зрители могли наблюдать и комментировать происходящее на YouTube. Во время онлайн-защит члены жюри изучили 154 заявки в 22 главных номинациях и путем голосования выбрали победителей.
Как члена жюри, меня больше всего интересовали спонсорские номинации, которые были рассмотрены в первый день. Изначально в номинации «Лучшая спонсорская активация» были две категории, в которых проекты были разделены по стоимости (категория до 1 млн. рублей – 16 работ и 4 работы в категории более 1 млн. рублей). В последний момент организаторы премии приняли решение объединить обе категории, на суд жюри были представлены все работы в общей группе, всего 8 проектов. В итоге места распределились следующим образом:
Номинация «Лучшая спонсорская активация»
GOLD - ХК Динамо-Минск - Кобрендинговый продукт ХК «Динамо-Минск» и бренда «Хрумстик»
SILVER - АО ФК Зенит - "Мощный матч"на матче 15 тура РПЛ ФК «Зенит» - ПФК «ЦСКА» 02.11.2019 г.
BRONZE - Octagon - Маленькие художники большого футбола
BRONZE - Банк ВТБ (ПАО) - Международный теннисный турнир ВТБ Кубок Кремля
Количество и уровень работ в этом году в этой номинации явно уступало прошлогодним участникам и победителям. Возможно, сказалась эпидемия, но так как о премии было заявлено еще в начале 2020 года, то трудно понять, почему многие интересные спонсорские проекты не были представлены в этом году. Как правило, в этой номинации предлагают свои работы многие агентства спортивного маркетинга, но в этом году был только регулярный Octagon.
Номинация «Лучшая спонсорская интеграция/активация в киберспорте»
GOLD - Parimatch - Parimatch League (Dota 2)
SILVER - "Горячаяштучка"и ESforce
BRONZE - ПАОМегаФони Sports.ru - Самаябыстраялига
В данной номинации ожидались проекты больших брендов, которые в течении прошлого года заявляли о своих интеграциях с киберспортом – с командами, с турнирами и даже с отдельными киберспортсменами… Но в итоге на защиту вышло всего пять проектов и почти все они были реализованы во время эпидемии, когда большой спорт полностью ушел на карантин. Кроме «Горячей и штучки» и ESforce, которые в итоге стали только вторыми. Видно и тут сказалось отсутствие профессионалов из агентств или от брендов.
Номинация «Лучшая активация спонсорских прав букмекерских компаний в спорте»
GOLD - Parimatch - Как отбить минимум 50% от стоимости спонсорского контракта с футбольным клубом в России
SILVER - Букмекерская компания BingoBoom - Бой Кокляев-Емельяненко
BRONZE - Ассоциация профессиональных футбольных клубов Футбольная Национальная Лига - Ежегодный международный товарищеский турнир Олимп-Кубок ФНЛ 2020
BRONZE - ХК Барыс - Барыс-Фонбет
Полным разочарованием стали итоги данной номинации. Вернее, не итоги, а изначальный количественный и качественный состав участников. И если не для самих букмекеров, то для спортивных организаций это провал. Получать колоссальные спонсорские вливания от букмекерских компаний в 2019 году и не представить серьезные активации со своими букмекерскими партнерами – это не хороший показатель. Робкая попытка ФНЛ с активацией проекта предсезонного турнира на Кипре, вместо качественной работы с основным чемпионатом в России. Ничем, кроме как фальстартом и назвать это нельзя. Не берем в расчет казахский «Барыс» с «Фонбетом». Они молодцы и у них все только начинается. А ведь теперь такие большие деньги от спонсорства букмекерами, которые были в предыдущие годы, российские клубы не скоро смогут получать. Как будет идти сотрудничество в дальнейшем, с меньшими суммами?
Хотелось бы отметить работу отдельных лиг и клубов, в первую очередь саму Континентальную хоккейную лиги и ее клубы, которые постоянно принимают участие в премии, с интересными кейсами и постоянно получают самые высокие отзывы членов жюри и заслуженные награды. Может стоить взять на вооружение опыт этой лиги другим лигам и федерациям, чтобы самим участвовать в таких премиях и мотивировать к участию свои клубы?
Если клубы, лиги, организаторы соревнований и другие участники индустрии спорта хотят привлекать в свои партнерские проекты сильные бренды, им стоит выстраивать интересную и эффективную работу со своими спонсорами и партнерами, о которых необходимо рассказывать на таких премиях, как MarSpo Awards. Показывать свой уровень, свои возможности и результаты, за которыми последуют новые контракты.
Выражая слова огромной благодарности организаторам премии MarSpo Awards 2020, которые в непростых условиях смогли провести большую подготовительную работу, расширили географию проектов и сохранили высокий уровень организации, хочу поблагодарить весь оргкомитет за проделанную работу и пожелать успехов в будущем. Спасибо за оценку эффективной работы жюри! Так держать и до встречи на онлайн вручении премии этого года!