Найти в Дзене
Психологион

Как понять странное поведение людей?

— Слушай, а почему иногда бывает такая хрень: вроде общаешься с людьми нормально, вроде все идет понятно и логично – и тут вдруг человек выкидывает такое, что аж челюсть отвисает. И стоишь такой: «Эээ, чо это было?!». А человек продолжает, как ни в чем ни бывало. И вроде предъявить нечего, и трудно объяснить, что сейчас какая-то фигня была. А вот была же! Ты с таким сталкивался.

— Да, понимаю, о чем ты. И – да сталкивался. Это не какая-то непонятная хрень, это вполне осмысленное поведение. Ну, если называть «осмысленным» то, в чем есть свой смысл, а не то, что человек сам может внятно объяснить.

— А что, в таком вот непонятном поведении тоже есть смысл?

— Поведение другого человека будет для тебя непонятным ровно до тех пор, пока ты не поймешь, что за мотив лежит в его основе. А когда понимаешь мотив – всё становится не просто понятным, а даже очень явным и банальным.

— А например, что за мотивы?

— Давай возьмем для примера простой и часто встречающийся: мотив «купаться во внимании». Слышал про такой?

— Что-то слышал. Поясни, плиз.

— Это когда одна из главных интересных штук в жизни человека – быть в центре внимания. Чтобы все глаза смотрели именно на тебя, чтобы все внимание было тебе и только тебе, чтобы все реагировали именно на тебя. И вот когда человеку этого хочется – он готов сделать всё, чтобы так и было. 

— И что может, например, происходить, если человек хочет этого прямо во время разговора? И что будет, если это разговор в компании?

— А очень просто: этот человек может порой совершать некоторые «странные вещи», чтобы вернуть внимание к себе. Особенно если ему показалось, что кто-то это внимание перехватил. И тут уже все зависит от тех инструментов, которые человеку известны, которые он успел освоить за всю свою жизнь до настоящего момента. Например, человек может громко и ярко отреагировать на чьи-то слова, тем самым обращая внимание на себя.

— Типа, громко заржать?

— Типа, да. Или он может вдруг резко изменить свое выражение лица на противоположное, заменить эмоцию на неожиданную. Допустим, только что улыбался, а тут вдруг стал неожиданно серьезным. Или наоборот. И тут кто-то в компании реагирует: «Что ты? Что-то случилось?». А наш «актер» тут же говорит «А? – А, нет, ничего. Просто подумал о своем, не обращай внимания», и тут же делает следующий шаг, чтобы продолжать удерживать внимание.

— Да-да, припоминаю такое. А если у такого человека прямо во время поведения спросить – «Слушай, а что ты делаешь?». Что тогда будет?

— Скорее всего, будет оправдание. Ведь он сам, этот «актер», порой не может себе признаться в том, что главное, ради чего он старается – это внимание окружающих людей. Скорее всего, он придумает какую-то отмазку. Например, ты спросишь «А чего ты так резко изменил лицо?», а он резонно ответит – «Ну я же тебе сказал – просто подумал о своем. Чего ты пристал?». И если для остальных людей в компании его «причуды» не будут так уж критичны, то здесь уже ты рискуешь оказаться занудой, который «пристает к простым людям, в то время как они просто общаются». Особенно если в этот момент кто-то другой играет в другую скрытую игру.

— Например?

— Например, в игру «стань лидером». И тогда такой «лидер», главный мотив у которого – сплотить вокруг себя группу (причем, любую группу – ту, которая сейчас рядом), может встать на сторону «актера», который яркий и который за поддержку и внимание готов «лидера» отблагодарить, окружив его вихрем своей неуемной энергии и привлекая внимание теперь к ним обоим: типа, «ну кто на нас со слоном?».

— А много таких игр вообще существует?

— Разновидностей много, но все они, как правило, крутятся вокруг весьма примитивных социальных потребностей: в одобрении, в признании, в поддержке и прочее. А эти социальные потребности, в свою очередь, группируются вокруг двух основных: потребность в ощущении движения (разнообразия) и потребность в ощущении безопасности (целостности). 

— И что происходит, когда эти потребности начинаешь замечать?

— А тогда ты просто начинаешь видеть то, что лежит «под» различными действиями людей, и это «подлежащее» — очень простое, элементарное. И ты начинаешь вдруг замечать, что вот этот конкретный человек, что бы он ни делал на протяжении последнего получаса, работает на свою главную и конкретную потребность – допустим, на ту же потребность «получения внимания». И как только ты это видишь – поведение этого человека перестает тебя удивлять. И тебя не выбивают из колеи его «неожиданные финты», потому что ты четко видишь, что всеми этими с виду нелогичными финтами он пытается решить одну конкретную задачу. И все становится логичным :)