Как-то так получилось, что за предыдущие почти 30 лет своей жизни я ни разу не был в походе. Ну то есть я был на туристических слётах, я был просто в лесу на пикнике, я участвовал в яхтенных гонках (мы не выиграли), я путешествовал в разных странах, но вот в походе не был.
***
У жены на работе несколько человек собрались в сплав по реке Клязьме под руководством компании cityescape. Я про них ничего не знал, но сразу согласился на предложение супруги, особенно потому что глубоко убеждён, что наша дочь уже достаточно взрослая для похода, а опыт нужно набирать с детства. И раз уж у меня в жизни походов не было, то пусть у неё будет с трёх лет.
Поскольку в походах мы не бывали, то и оборудования у нас никакого не было. Из списка, который был на сайте, у нас не было туристического рюкзака, спальников/ковриков, сидушек в нужном количестве, КЛМН, налобного фонарика. По счастливому стечению обстоятельств я работаю в школе, а там, в этой школе, работает мой коллега и товарищ Тимофей Васильевич, заядлый походник, географ, играет на гитаре, поёт, растит сына и вообще хороший человек. Школьники его очень любят. Он откликнулся на мои мольбы и дал всё необходимое. Что-то мы купили в магазине.
Собирались мы, разумеется, в пятницу вечером, за 8 часов до отъезда. Если вы собираетесь как-то иначе, вы странный.
Встречались в 7:45 на Курском вокзале, электричка до ст. «Войново» отправлялась в 8:11. Давненько я не ездил в электричках! В последний раз это было полгода назад. Иногда электрички попадаются хорошие, с туалетами и кондиционером, а иногда — как у нас. Да, туалет там был. В первом и последнем вагоне. Но вы бы не хотели, чтобы туда заходил ваш родственник, жизнью которого вы дорожите.
Ещё одной особенностью электричек, про которую я забыл, было просто несметное количество торговцев, которые шли буквально потоком. Если так подумать, в поход можно было всё купить прямо у них: волшебные сумки, складывающиеся до размеров кошелька, плащи, платья, особые кухонные приборы «в помощь хозяйке», мороженое, рыболовные снасти и другое.
Дорога заняла два часа, организаторы предложили всем сесть в третий вагон с конца, чтобы познакомиться. Впрочем, большинство людей были из компании жены, поэтому и так были знакомы. Суммарно нас было 18 человек: 3 инструктора, 10 взрослых и 5 детей.
В километре от станции «Войново» нас уже ждали байдарки. Это были девять разномастных лодок. Один из нас привёз с собой сборную байдарку (каяк).
Инструктора сразу смогли завоевать наше расположение и уважение — они первым делом накормили нас кашей. И тут я выяснил первый наш прокол — мы забыли ложки и нож. Нашлась добрая душа, и мы разжились одной пластиковой ложкой, но есть приходилось в течение обоих дней по очереди. Уже много позже Тимофей Васильевич подсказал мне, что нужно было просто вырезать ложку из коры или дерева. Ну, не догадался. Я вообще не очень догадливый.
Поев, мы встали в кружок и начали знакомиться. Надо было назвать своё имя и в двух словах рассказать о себе. Тут я внезапно осознал, что давно уже не оказывался среди людей моего возраста, да ещё надолго, да ещё с детьми. В школе либо есть учителя, многие из которых старше меня, либо дети, с которыми у нас разница в 15 лет.
Помимо своих вещей, в лодки мы погрузили «общак» — воду, палатки, бензин, камни для печки, бензопилу, бочки с провиантом.
Отплыли! Или отошли? Как там правильно? Отчалили, наверное. Сначала мы допустили ошибку (нас никто не поправил), и жена села сзади, чтобы видеть ребёнка, а я спереди. Потом нам объяснили, что сзади должен сидеть более сильный человек, потому что он даёт повороты и усилия, а тот, кто сидит впереди просто придаёт скорости. До первой остановки мы так и дошли — «неправильно». Почти две трети из нас участвовали в сплаве впервые, так что мы не торопясь двигались по реке, переговариваясь между собой и то и дело затягивая песни. У нашей байдарки начал немного спускать баллон. Как нам рассказали, это произошло из-за того, что её накачали, а потом оставили на солнце, чего делать нельзя. После накачивания баллона нужно сразу спустить его на воду. Ничего страшного, мы пришвартовались и накачали баллон обратно при помощи одного из инструкторов.
Ещё с нами путешествовали две собачки-лайки. Их функцией в походе было смирно сидеть в лодке, а потом доедать за людьми то, что эти люди не съели. Стоит сказать, что они прекрасно справились со своей задачей.
Грести не очень сложно. Передний просто работает двулопастным веслом, а задний ещё и поворачивает и старается предотвращать развороты лодки. Вначале мы ничего не поняли и плелись в конце (зато пели песни), а потом жена сообщила мне безапеляционно, что она хочет выбиться в лидеры, поэтому нам пришлось быстренько разобраться, как управлять байдаркой эффективнее, и мы смогли оказаться среди первых, и даже немного плыли самыми первыми. Думаю, нам просто поддались.
Несмотря на наличие специальых «юбок» на байдарках, мы всё равно сидели в мокрой одежде, потому что текло с вёсел. Хорошо хоть переобулись в шлёпки. Когда мы остановились у крутого берега, я уже понадеялся, что можно будет разбить лагерь и всё посушить, но отправившиеся в разведку инструкторы сообщили, что буквально в 10 минутах есть место куда лучше. Скрепя сердце я снова уселся в мокрую лодку.
Впрочем, этот переход был совсем коротким. Мы отчаливали от этой временной стоянки по три лодки, чтобы не толпиться у следующего причала — там было слишком мало место. Нужно было действовать как в питстопе «Формулы—1»: встать в точно установленное место, быстро вылезти, выбросить из лодки самое тяжёлое и резво внесколькером вытащить её на берег сушиться.
Как только все выгрузились, поступила команда — «Разбить лагерь!». И мы начали разбивать. Разбили кому-то сердце, потом надежды, потом жизнь.
Я ставил палатку впервые в жизни, нам её выдали организаторы. Я понятия не имел, как её ставить, но подсмотрел процесс у соседа, у которого была такая же модель. Ничего сложного нет: разложил основу, закрепил колышками, сделал каркас с тентом, а потом накрыл тканью, всё ещё раз закрепил колышками и вуаля!
Отдельного внимания заслуживает местность. Очень красиво! Погода нам благоволила, так что дополнительных испытаний вроде проливного дождя нам не выпало. В одном месте мы нашли, правда, мусорку. Люди, зачем? Почему вы мусорите?
Одновременно (ударение на первое Е) организаторы и им сочуствующие занялись обедом. Мужчины сбегали в соседний лес, спилили сухих сосен, устроили поленницу, сделали кострище, окопали его. Всё как у взрослых. На обед был суп. Помимо этого у нас был полный набор продуктов: хлеб, сыр, кабачковая икра, овощи, чай, кофе.
На обед все набросились аки волки. Я, например, точно набросился. Грести несколько часов без устали (пока мы плелись в конце, пытаясь всех догнать, остальные нас несколько раз ждали и отдыхали), потом ставить палатку, таскать лодки, брёвна и так далее — как тут не проголодаться? После обеда начались увеселительные мероприятия: кто-то играл во фрисби, мы продолжали таскать брёвна, возводилась походная баня, шли приготовления к ужину. Один из инструкторов подготовил мишень для метания ножей, топоров и лопаток. Я попытался метать ножи, но у меня он ни разу не воткнулся. У других ребят были попытки и поудачнее.
На вечер у нас была тушёнка с гречкой (вы же не думали, что без неё обойдётся). Ну и салат из свежих овощей с горошком и сметаной. Заранее ещё заготовили картошку в фольге, положили в золу. Романтика! Организаторы придумали игры, чтобы никому не было скучно, но ближе к 10 вечера многие всё равно отправились спать, потому что за целый день очень уж утомились.
Проснулись в 8. За ночь я полноценно осознал последствия неверных решений, принятых накануне. Во-первых, мы думали, что дочь у нас маленькая, и что двойного спальника (это когда два одиночных спальника скрепляются между собой) хватит на троих. Как бы не так! Она развалилась и спала, заняв всю середину палатки, полтора коврика и целый спальник. Ещё не было подушки, а положить надувной спасательный жилет я догадался только под утро. А ведь мудрейших из географов Тимофей Васильевич говорил: «По спальнику на человека!». А я не слушал, дурак.
Зато проснулся — а там уже Ирина (главный организатор, инструктор, мать троих детей и вообще замечательная женщина) готовит нам оладьи. Вы представляете? Часто вы просыпаетесь в лесу, а вам готовят на сковороде оладьи? И кашу! Со сгущёнкой! А ещё Андрей, один из туристов, любезнейше сварил в турке кофе. Я бы сказал, что это утро было счастливее многих утр за последнее время. Затёкшая шея никак не помешала наслаждаться пением птиц и свежесваренным кофе. Посуду, кстати, мыли в речке, а оттирали илом. Норм.
У меня была пара попыток сфотографировать всех детей. Она провалилась. Дети разбегались, отворачивались, баловались и вообще — вели себя как дети малые, ну правда.
Снялись с лагеря. Всё за собой убрали. Распихали по байдаркам существенно уменьшившийся «общак». Во второй день плыть было проще и веселее. Плечи, пальцы, кисти и спина почти не болели после вчера.
Гребли несколько часов. Птицы пели, река была спокойной, сзади, из последних лодок, доносилась песня. Собачки-лайки смирно сидели в байдарках. Дети тоже сидели смирно. Идиллия! Прошли деревню Новое Перепечино и остановились на последний привал. Здесь уже расположился какой-то выездной лагерь. Они явно приехали отдыхать как надо: стояли шатры, между деревьями натянули сетку для волейбола, повесили тарзанку, повесили верёвочные лестницы. Всё для отдыха и развлечений. Может, это и не они сделали, впрочем. Так или иначе, на обед у нас был рыбный суп, салат, лаваш и всё сопровождение, включая даже сладости. Пока ждали обеда, играли в волейбол и гуляли. Это не поход какой-то, а просто активный отдых!
Наш общий маршрут составил около 23 километров. На последнем участке и начался тот самый дрифт, заявленный в названии. Его как будто специально приберегли «на десерт». Лодки вели себя как безумные. Река много извивалась, из-за этого в конфликт вступали нижнее и верхнее течение и, как мне объяснил всё тот же эксперт по водному туризму Тимофей Васильевич, длина байдарки мешала поворачивать. Последний участок отнял у нас столько же сил, сколько весь предыдущий день, поднялся ветер, набежали тучи…
Тем не менее, мы нашли в себе силы сбиться в стайку и сделать общее фото на прощание.
Потом мы выползли на берег, собрались и побежали на электричку, которая ходит раз в час. Билет до Москвы, между прочим, стоит 330 рублей. Людей в неё набилось видимо-невидимо.