Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ШПИОН, ПАНДЕМИЯ И БАДУК

Глянул для начала одним глазком пилотную серию первого сезона сериала «Двойник» (и о первом сезоне, преимущественно, будет мой сказ). Он же «Обратная сторона». Он же "По ту сторону". Наши обожают шикануть каким-нибудь своим «околопупочным» названием, переводя с английского на свой лад и вкус. Смотрел вроде с любопытством – не морщился, прихлёбывая с чашки с горячим кофейком. Американский сериал в стиле Sci-Fi, иными русскими словами – научная фантастика.

Название, ну типичное-притипичное, вскользь выдранное у Ф.М. Достоевского, или создатели и знать не знали, что у великого русского писателя есть что-то подобное.

Затравка, «мышеловка с сыром» для зрителя просто потрясает. Действительно, короткое описание сериала, тизер демонстрируют яркую палитру экстраинтриги. Так и хочется «скушать» все серии подряд сразу. Жил да был скромненький клерк, служащий правительственного агентства Говард Силк. Тихоня ещё тот. Классическую музыку не прочь послушать да поухаживать в больнице за тяжелобольной женой, находящейся в состоянии комы. Стихи ей читал в вечерние часы после скучной бумажной работы, и каждый раз приносил свежие жёлтые цветы. Попутно молча одаривал букетиком и медицинский персонал. Чем не Голядкин № 1? Так и тянуло утереться носовым платочком в районе покрасневших глаз. На ту беду… должна же случиться противоестественная завязка, согласно жанру: его познакомили с ним «вторым». С «Голядкиным» № 2. Точнее – с Говардом Силком № 2. На его же работе. Тут же ему, скромняге Говарду, открыли чуть ли не все тайны правительственной спецслужбы, которая контролировала вход в параллельный мир, находящийся в его учреждении. И что любопытно, события разверчивались в Берлине, а значится, не могут не прослеживаться аллюзии с ФРГ и ГДР: есть тут малая толика. Забыл сказать, что двух «близнецов» сыграл оскароносный актёр Дж. К. Симмонс. Неподражаем он и в фильме «Игры джентльменов» братьев Коэнов. Симмонс в «Двойнике» уж расстарался, можно сказать, за всю актёрскую команду. За что ему от меня – сахарные печеньки!

Идея с «паралельками» не нова, где обязательно, согласно тематическому канону, присутствует какая-нибудь дверь, окно, дыра, или даже шкаф, куда ныряют беспрестанно главные герои. Но у сериала свой конёк, свой изысканный почерк: нету никаких вам ураганных приключений, бешенного экшена и пресловутой передовой технологии – её и за версту не видать. Всё чрезвычайно чинно, тихо и размеренно, ибо перед нами обычный и не спешный шпионский сериал в духе «Русского дома» 1984 года с Шоном Коннери и Мишель Пфайффер. Вдобавок имеется в картине наёмный убийца в лице девицы-подростка… во всяком случае, она именно такое производит впечатление. И жалкие попытки придать ей (наёмной убийце) человеческий облик. А так, мегера и есть мегера! Существует, живёт некий тип, серый кардинальчик, что управляет событиями, как шулер игральными картами. И «крот» в управлении, которого нужно найти.

Относительно двух миров хочется сказать дополнительно пару слов или абзацев, как получится. Ну, понятное дело, миром Амбера Роджера Желязны и Нарнией Клайва Стейплз Льюиса здесь не пахнет. Да и откуда? Мы же смотрим, по идее, ординарный шпионский фильм. Не более. А то, что сценаристами заявлено присутствие параллельного мира, то он скорее тянет на условность: на едва заметный штрих на полотне художника. Там и там: транспорт, люди-пешеходы, архитектура, и они кажутся везде одинаковыми. Разве что в одном мире лучше с уличным освещением, рекламки всякие, дома-стекляшки... Но и тут в сценарии есть чёткое объяснение, якобы оба мира были абсолютно одинаковыми (почему одинаковыми?), но в девяностые годы, когда эти «космические плоскости» сошлись в точке одного учреждения, стали происходить существенные изменения. Не зря персонаж № 2 Симмонса более прыткий, уверенный в себе ублюдок (привет, второй Голядкин!). И эпидемия-пандемия гриппа разбрелась по планете… по Берлину в одном из миров (почти предсказание). Раскол без разительного раскола. А разве параллельный мир не существует для того чтобы пустить другую ветвь развития? По сюжету чётко говорится: спецотдел, что контролирует переходы в иные «планиды», также осуществляет обмен необходимой информацией. Чистой воды дипломатия и контрразведка, раздери их за ногу! Однако почему-то жутко боятся поделиться техническими достижениями. На одной официальной встрече между двумя «землями» один тип вдруг, абсолютно случайно, достал из кармана смартфон… его чуть не убили недовольным взглядом коллеги. Ну, нельзя и всё! То есть, не дай Бог, сработает эффект бабочки. Или что-то в этом духе. Но повторюсь, а как же мена общественно-политической, социальной информацией? Она разве не породит ещё большие изменения (неожиданное извержение вулкана, цунами в Сибири) в двух мирах? Логика тут, похоже, малость хромает!

В двух мирах одинаково скучно, до икоты, до тошноты. Более того, их порой сложно отличить друг от друга. При беглом просмотре уж точно не поймёшь: где и что? И где раки зимуют? Но в дальнейшем не обращаешь на сие безобразие никакого внимания. Лишь по другим лекалам, меткам определяешь, где тут «ФРГ», а где «ГДР», да и персонажи своими действиями частично подсказывают.

Позабавило вхождение сериала. Чрезвычайно спокойный Говард Силк № 1 в отделе доставки, случается, что иногда беседует с человеком с «другой стороны» … беседует о погоде. Из-за этой одной светской болтовни у главного героя уже должны закрасться какие-то сомнения относительно того места, где он работает уже десятки лет. Но нет, он же сама добропорядочность, и живёт по принципу «ничего не вижу и не слышу». Или он просто тупой как валенок?

Ещё ерундистика одна раздражала очень. Почти все события происходили в полупотёмках, отчего смотреть днём на мониторе сериал никак невозможно, хоть штору завешивай, не завешивай – всё одно. Темень непроглядная! Сэкономили на осветительных установках?..

И пришло время вынести свой вердикт, пожалуй. Стоит или не стоит тратить своё драгоценное время на пристальное «изучение» данного сериала? Скажу сразу: поставить плюсик или минус я так или иначе не могу, ибо «трезвую», объективную оценку сложно вывести. Начертать. В начале кинокартины многое удручало, хотелось тысячу раз забросить его… куда подальше. И не в силу его медленной скучной медитативности, а того, что сюжет с его «жидкими гвоздями» больше прыгал вокруг одной шпионской истории, а «параллельки» здесь просто некий трамплин, препятствие, что надлежит преодолеть героям. Или перескочить как крохотную ямку. Но затем понимаешь, что «бетонная» фишка в sci-fi всё-таки ближе к плюсу, чем к минусу. И смешение жанра далеко не плохая вещица, что только на руку сериалу. Посему смотреть стоит, но потенциальному зрителю всё же стоит также серьёзно подготовиться к нему: не ждать «весёлых и кривоногих бегемотов». Иными словами, не ждите сверхскоростей, вау-эффектов и высокоинтеллектуальных интриг. Просто к вам пришёл обычный-преобычный… шпион! Заодно можно и в китайскую игру «бадук» поиграть.

Алексей ЧУГУНОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!