Найти тему
Дмитрий Кудрявцев

ЧЕТЫРЕХКОЛЕНЫЕ АВТОМОБИЛИ КАРЛА БЕНЦА

Разумеется, и Карл Бенц, построивший первый автомобиль на трех колесах, все это время тоже не сидел сложа руки. Прежде всего он пришел к выводу, что трехколесный автомобиль во многом существенно уступает четырехколесному.

Трехколесная машина менее устойчива, значит, ездить на ней опаснее. Правда, она проще в изготовлении и легче. Но, совершая свой героический пробег вместе с двумя сыновьями, фрау Бенц несколько раз едва не перевернулась. К тому же, несмотря на относительную дешевизну, трехколесные машины не пользовались таким спросом, как четырехколесные. Поэтому Карл Бенц начал конструировать собственный четырехколесный автомобиль. Сначала он взялся за разработку системы управления двумя передними колесами и два года спустя запатентовал собственную конструкцию управляемых колес с поперечной тягой в виде трапеции. Она позволяло разместить передние колеса не на одной оси, а независимо друг от друга, хотя поворачивались они синхронно и управлялись одним рычагом.

Это важное техническое достижение стало еще одной победой в заочном соревновании Бенца и Даймлера. Надо полагать, именно поэтому Бенц назвал свой четырехколесной экипаж «Викторией» - «Победой». Правда, и Даймлер в это же время сконструировал «Даймлер Викторию». Но «Бенц Виктория», как показала в дальнейшем практика, в самом деле выиграла заочную дуэль двух конструкторов.

Новая машина Карла Бенца представляла собой открытый двухместный экипаж на высоких колесах. Одноцилиндровый двигатель с объемом около трех литров и мощностью в 4 лошадиных силы размещался сзади в полностью закрытом моторном отсеке. Он приводил в движение задние колеса через двухступенчатую ременную передачу и две цепных. В отличие от последних конструкций Даймлера подвеска машины Бенца была традиционной эллиптических рессорах. Рама была деревянной, но с металлическими усилителями.

Создав базовую модель, Бенц принялся разрабатывать ее модификации. Одним из самых популярных оказался вариант «Визави" - на этой машине впереди устанавливалось дополнительное сиденье еще для двух пассажиров, которые сидели спиной по ходу движения или лицом Визави - к водителю и его соседу. Кроме того, были модификации с закрытыми кузовами, грузопассажирские машины и легкие грузовые машины с одним водителем.

С испытаниями первой четырехколесной машины связано немало забавных историй и приключений. В одном из них довелось участвовать самому Бенцу. Он выехал на центральную площадь Маннгейма и очень осторожно вел машину. Тем не менее он не заметил стоящую в тени повозку с запряженной в нее лошадью. Местный колбасник развозил на ней свою продукцию по домам постоянных клиентов, и повозка доверху была загружена ветчиной, сосисками и колбасами. Завидев движущуюся прямо на нее странную повозку, лошадь испугалась и рванула с места. Мясная продукция полетела с нее во все стороны. Взбешенный колбасник потребовал возмещения ущерба, и Бенцу пришлось долго ползать по мостовой, собирая сосиски и колбасы, а потом еще и заплатить колбаснику немалую сумму за испорченные продукты.

Рассказывая об этом случае друзьям, Бенц советовал: «Теперь колбасник проходу мне не дает, все благодарит и говорит, что хорошо поторговал в тот день и, главное, быстро освободился от дел. А послать его к черту нельзя, потому что это самый богатый человек во всей округе. Но я буду не , если не всучу ему свою машину в качество реванша». Эта трагикомическая история закончилась тем, что колбасник и а самом деле купил у Бенца его "Викторию". Надо сказать, что он проявил немалую отвагу, потому что автомобилей в городе ни у кого не было, если, конечно, не считать самого Бенца.

Однако в истории «Виктории» были и по-настоящему героические страницы. Так, например, в 1894 году крупный промышленник барон Теодор фон Либиг, тоже купивший «Викторию» Бенца, совершил на ней сверх дальнее по тем временам путешествие из чешского городка Либерец через Мангейм до французского города Реймса и обратно. Путешествуя вместе с одним из сотрудников своей фирмы, в первый день он проехал 195 километров со средней скоростью 13,5 км/ч. А там, где дорога была хорошей, удавалось развить скорость даже до 22 км/ч. В 1894 году это казалось совершенно немыслимым. Но, к сожалению, дороги в Европе той поры были в большинстве своем из рук вон плохими.

Пустившись в путь на четвертый день, Фон Либиг ехал почти без остановок целых 6 часов. Его целью было достичь город Маннгейм, где от важного путешественника встречал Карл Бенц. А вскоре «Виктория» фон Либига преодолела 1000-километровый рубеж, чего не удавалось пока за один беспрерывный пробег ни одному самодвижущемуся транспортному средству. Фон Либиг подвел итог: пройдя 1000 километров, «Виктория затратила 140 литров бензина или, как считают расход бензина в наши дни, 14 литров на 100 километров. Эти показатели были вполне приемлемыми. Однако воды для охлаждения двигателя на этом пути потребовалось... 1500 литров. Это обстоятельство лишний раз подчеркнуло, что у двигателей Бенца сложная и малоэффективная испарительная система охлаждения, требующая непомерного расхода воды. Но как бы то ни было, в 1894 году «Виктория» с двумя отважными автомобилистами проехала в первом в мире дальнем автопробеге 2500 километров, наглядно продемонстрировав надежность машин с двигателями внутреннего сгорания.