Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

Деревенский трамвай: 5 самых маленьких трамвайных городов России

Оглавление
Лесной трамвай в Волчанске, самом маленьком трамвайном городе России
Лесной трамвай в Волчанске, самом маленьком трамвайном городе России

Согласно статистике, в настоящее время трамваи бегают по улицам 61 российских городов, однако не все из них являются миллионниками и региональными центрами.

Население некоторых из трамвайных городов не превышает даже 100 тысяч человек, и им вполне могут позавидовать Воронеж с населением около 1,1 млн. жителей, где из-за вредительства местных властей в 2000-е была закрыта одна из крупнейших российских трамвайных систем, и 700-тысячный автоград Тольятти, где планы по строительству скоростного трамвая из-за перестройки и коллапса СССР так и не сбылись.

В основном в нашем списке представлены промышленные моногорода на Урале и в Сибири, в которых трамвай строился для подвоза рабочих к заводам, которые являются градообразующими предприятиями.

В наш топ-5 рейтинг были включены только населенные пункты (города и один поселок городского типа) с регулярным пассажирским движением трамваев. Небольшой городок Усть-Катав в Челябинской обл. с населением 22 тыс. чел., где на Усть-Катавском Вагоностроительном заводе (УКВЗ) производят большую часть российских трамваев под маркой КТМ, сознательно не включен в список, так как имеющаяся там линия является служебной и используется только для обкатки новой продукции УКВЗ.

5.Усолье-Сибирское, Иркутская обл. (76 тыс. чел.)

Трамвай в Усолье-Сибирском
Трамвай в Усолье-Сибирском

Изначально трамвай, открытый в 1967 году, задумывался как ведомственное средство доставки рабочих на химкомбинат и был передан на баланс города лишь в 1986 году. Благодаря нескольким внутригородским маршрутам трамвай сегодня стал основным видом транспорта в городе.

Сейчас на линиях общей протяженностью 11 км действуют 4 маршрута, причем в 2010 году даже был открыт небольшой участок в 500 метров, соединивший трамвай с ж/д вокзалом.

В отличие от других небольших систем, трамвай здесь не выглядит депрессивным и имеет шансы для развития.

4.Краснотурьинск, Свердловская обл. (56 тыс. чел.)

Единственный маршрут в Краснотурьинске
Единственный маршрут в Краснотурьинске

Основным предприятием города является принадлежащий Русалу Богословский алюминиевый завод (БАЗ), построенный узниками ГУЛАГа, а также медные и золотые рудники.

В 1954 году в городе был запущен трамвай, который до 1999 году находился на балансе алюминиевого завода, а затем был передан на баланс города. Изначально действовало 2 маршрута на однопутных линиях, сейчас работает лишь один длиной 3,5 км. По маршруту бегают 1-2 старых трамвая КТМ-5 от завода в центр города.

Из-за небольшой длины линии и больших интервалов трамваем мало кто пользуется, в основном работники БАЗа. В 2019 году поднимался вопрос закрытия линии, но пока трамваи бегают по улицам города.

3.Осинники, Кемеровская обл. (42 тыс. чел.)

Старенький РВЗ-6 в Осинниках
Старенький РВЗ-6 в Осинниках

Город в СССР являлся один из основных центров угледобычи Кузбасса, однако после закрытия части шахт наблюдается существенный отток жителей из города. Со времени прихода в Россию демократии население сократилось с 60 тыс. чел до почти 40 тыс. чел.

Трамвай в годе был запущен в 1960 году на доставки рабочих на удаленные от города шахты. В лучшие годы сеть состояла из 4 маршрутов, после закрытия ветки к шахте Осинниковская в 2010 года сохраняется 2 маршрута, линии преимущественно двупутные. Большая часть вагонов имеет бугельный токосъемник вместо пантографа.

Фишка системы - однопутное сплетение путей без стрелок на узком мосту над железнодорожными путями (в Москве такое тоже есть).

Недавно город получил от Москвы трамваи КТМ-19. Также эксплуатируются КТМ-5 и ЛМ-93/99.

2.Волчанск, Свердловская обл. (8,5 тыс. чел.)

Видавший виды КТМ-5 в городской части Волчанска
Видавший виды КТМ-5 в городской части Волчанска

Город известен тем, что является самым маленьким городом (не поселком) в России с трамвайным движением, и даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса России.

Трамвайная система была создана в 1951 году. В советские годы действовало 2 маршрута. Один длиной около 8 км соединяет 2 жилых массива города Волчанка - Лесная Волчанка, значительно удаленных друг от друга тайгой, а второй доставлял рабочих на угольный разрез. В 1994 году линию на угольный разрез закрыли. Также до 1965 года существовала междугородняя линия в соседний город Карпинск.

Сейчас единственная линия полностью однопутная, с разворотными кольцами. Состояние путей и контактной сети неважное, и трамвай проходит маршрут за 25-30 минут. На линии работает один вагон из имеющихся КТМ-5, КТМ-8 и КТМ-19, которые из-за ветхости постоянно ломаются. Пассажиропоток на линии из-за нерегулярного движения почти отсутствует.

Сейчас экономическая ситуация в городе непростая, так как предприятия позакрывались и работы нет. По сравнению с временами СССР населения города сократилось вдвое, но движение трамвая пока сохраняется.

1.Черемушки, респ. Хакасия (8,1 тыс. чел.)

Трамвай на конечной у ГЭС
Трамвай на конечной у ГЭС

Трамвайная линия в самом маленьком населенном пункте России была создана последней в СССР и России в 1991 году для подвоза работников с поселка гидростроителей на крупнейшую в РФ Саяно-Шушенскую ГЭС (принадлежит компании РусГидро) из куска временной железнодорожной ветки, по которой в период строительства ГЭС доставляли стройматериалы и оборудование, и находится на ее балансе. Однако трамваем пользуются не только сотрудники ГЭС, но и жители для поездок по поселку, растянувшемуся на 2 км вдоль Енисея - в магазин, поликлинику или гаражный комплекс.

Это единственное в России место, где на трамвае можно легально прокатиться бесплатно. Линия полностью однопутная и не имеет разъездов и разворотных кругов, поэтому по ней по челночной схеме ездят уникальные вагоны модели ЛМ-88Г ленинградской сборки с двусторонним расположением дверей и двумя кабинами. Поездка по маршруту в одну сторону занимает 15 минут.

Единственная в республике Хакасии трамвайная линия является своеобразной фишкой поселка, и привлекает индустриальных туристов и фанатов транспорта.

Понравилось? Поддержи нас:

👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!

☑️ Подпишись и не пропускай в ленте Дзена наши новые статьи!

Читайте также: