Найти в Дзене
Таганай Дзен

Байки Киалимской бабушки. Только вверх

Киалимская бабушка – героиня туристических баек. По одной из версий это вечная странница по таганайским лесам, дряхлая, сухонькая, с котомкой за плечами. Рассказывают, что Киалимская бабушка может помочь заблудившимся и указать дорогу. Но бывает, что она, наоборот, запутывает путников. Поэтому у туристов есть поверье: когда они останавливаются на Киалимском кордоне, то обязательно оставляют банку тушенки или что-нибудь из припасов, тем самым «задабривая» старушку.

Кстати, прототипом этого образа послужил реальный человек, последняя жительница посёлка Киалим по имени Феня. Оставшись одна, она решила привечать идущие мимо туристические группы.

В экспедиции-то моей по буровому промыслу немало приключеньев было. Как начну вспоминать, так и радуюсь, что пригодился опыт-то бродяжий опосля в таганайской моей бытности. Вот, хотя бы клещюков тех же спамятовать. Оно ж как, было-то. Загонят бывалыча бригаду бурильную в такую дремь, что не только «зилку» с вышкой проехать, а и пёхом продраться не в мочь. А покедова чапыжишься по густерне, с десяток на себя кровопийц и нацепляшь. Сразу-то их и не сымашь, а то цацкаться с ними никакого светового дня не хватит. Их же не просто щелчком согнал с тела и дальше кандыбай. Орясина эта восьми палая не расшибется, а культурненько раскорячится на травке-былинке и следующую жертву ашать приготовится, али на обратном пути в твоих же телесных складках снова и прихоронится. Зато уж кады заточкуешься на скважине, тады и гоношишь. По уму, дек надобно их сжигать. Ну, это если спордручины есть – костер, паяльная лампа, спички. А коли в полевой сумке окромя молотка на маршруте боле ничего, так злыдней ентих по воде пускали, то в реку, то просто в водомоину почвенную. Топили мы их, топили, и казалось, что тонули они. Только меньше их оттого не делалось. Хоть сотый раз по тому же профилю пройди, всё равно козявок тех нацепаешь. Правда, к концу лета клещи исходили. На профилях да скважинах точно пропадали. Даже те, которые после акробатических сеансов умудрялись улепетнуть. Так мы называли эксперименты по выявлению способностей иксодовых клещей.

Был у нас в экспедиции парень-гимнаст. Ему на руках пройти, что нам на терёзвых ногах. Так чавой же мы придумали-то. Выводим прокормителя на галечный пляж телешом, садим клеща ему на щиколотку и ждем. Через пару-тройку минут восьминогий спринтер поднимается примерно до подмышек и замирает. Тут, дабы предотвратить момент заякоривания гипостомы кровопийцы под кожу, экспонат делает стойку на руках. Клещ очухавшись, разворачивается и снова ползет вверх, ну а по положению тела – к нижним конечностям. В районе бедер он останавливается и мечется по горизонтали. Доброволец-экстремал снова вертается на ноги, и клещ возобновляет марафон. И только вверх. И только до 1,5 метра высоты. Это щас ученые установили, что даже лапки тех чудовищ, смоченные их собственной слюной, могут нести на себе вредоносные бациллы. А тады нам сие было не ведомо. Мы ж ешо беду эту в ладонях по нескольку километров до костра таскали. Но таперича, не то, что давеча. По коже прополз, всё, беги лякарство колоть. Но ползучие свои навыки – вверх и только на полтора метра – клещи и по сей день не утратили. Верно, говорю, я ж на себе проверяла.

В пуховине кипрея самки выводит потомство
В пуховине кипрея самки выводит потомство

Марина Середа