(Судей 1)
Синагога и церковь находились через улицу друг от друга, поэтому раввин и проповедник часто встречались за чашечкой кофе и делились друг с другом своими трудностями. Однажды раввин заметил:
«Трудно быть евреем в... Мы всегда говорим своим детям: “Все это хорошо для других, но не для тебя. Ты не такой. Ты другой. Ты еврей. У тебя иная история, иные ценности”».
К удивлению своего озабоченного друга, проповедник ответил:
«Равви, вы можете не поверить, но как-то на днях именно здесь, в.., я слышал очень похожие слова, сказанные на церковном занятии для молодоженов».
Родители-христиане постоянно говорят своим детям (и самим себе!): “Это не для тебя. Ты не такой. Ты другой. Ты христианин. У тебя иная история, иные ценности".
НЕЗАВЕРШЕННОЕ ДЕЛО
Книга Иисуса Навина заканчивается на оптимистической ноте. Когда состарившийся Иисус созвал Израиль и велел им сделать выбор между Господом и богами других народов, с которыми они столкнулись, люди заявили однозначно:
«Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь, Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения, и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили. Господь прогнал от нас все народы из аморреев, живших в сей земле. Посему и мы будем служить Господу, ибо Он Бог наш» (Иис. Н. 24:16-18).
Если бы это было в кино, то тут оставалось бы только всем пойти навстречу заходящему солнцу и жить долго и счастливо. Да, у книги Иисуса Навина хороший конец.
Однако следующий том саги об Израиле, книга Судей, начинается совсем не так мажорно. С первых же строк мы видим, что для земли настали тревожные времена. Уже в самом начале книги Судей Израиль непослушен, не защищен и идет прямиком к беде.
СЕМИКРАТНОЕ ОБВИНЕНИЕ
Бог дал Израилю наказ и средства, необходимые для того, чтобы изгнать хананеев с их земли, и все же Израиль не сумел полностью захватить обетованную землю. В первой главе семикратно повторенные удручающие слова “не изгнал" отражают непослушание израильтян, не выполнивших Божьего наказа. Взяв карту Палестины, мы можем проследить поражения Израиля, которые он нес на всем протяжении с юга на север:
«И Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов...» (1:27).
«Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он хананеев данниками, но изгнать не изгнал их» (1:28).
«И Ефрем не изгнал хананеев...» (1:29).
«И Завулон не изгнал жителей...» (1:30).
«И Асир не изгнал жителей...» (1:31).
«И жил Асир среди хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их» (1:32).
«И Неффалим не изгнал жителей...» (1:33).
Почему делается такой упор на терпимом отношении Израиля к хананеям? В конце концов, разве мирное сосуществование разных народов не является той самой целью, к которой стремится наш век? Разве нам не хочется, чтобы народы Южной Африки, Руанды, бывшей Югославии и Ближнего Востока “жили и давали жить другим”? Почему же тогда Израиль должен был быть исключением?
Ключ к пониманию того, почему терпимость Израиля рассматривалась Богом не как достоинство, а как вопиющая неверность, следует искать в желании Бога сделать потомков Авраама Своим “уделом из всех народов; ...царством священников и народом святым” (Исх. 19:5, 6). В Ханаане царило зло. Не могло быть сомнения в том, что со временем эти язычники довели бы Израиль до своего уровня.
Когда Израиль вступил в землю обетованную, ханаанское общество уже полностью деградировало. Будучи конгломератом разных народностей, Ханаан в военно-политическом отношении объединялся вокруг нескольких могущественных городов-государств. Общей нитью, связывавшей хананеев, была религия - поклонение богам Элу, Ваалу, Ашере. Эти боги и богини были воинственны и сладострастны. Поклонение им включало в себя проституцию и человеческие жертвоприношения. Полное изгнание хананеев, таким образом, было для Израиля вопросом духовного выживания. Если бы им было позволено остаться, то время от времени они бы порабощали Израиль. Но гораздо более существенным было то, что они постоянно уводили Израиль с праведных путей. Израильтяне “не изгнали” их, и эта ошибка подготовила сцену для ветхозаветной трагедии, известной нам под названием “книга Судей Израилевых”.
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ В НАШИ ДНИ
Несомненно, сегодня христианам дан несколько иной наказ. Это не призыв изгонять всех, кто не познал Бога, или изолировать себя от внешнего влияния (1 Кор. 5:9, 10). Но проблема у нас та же: это необходимость жить там, где окружающий мир затуманивает наше духовное видение, охлаждает наш духовный жар и отвлекает нас от нашей духовной миссии. Самое страшное то, что все мы живем в мире, который может исподволь завладеть сердцами наших детей и отвернуть их от Бога. История Израиля служит суровым предупреждением: если вы не захватите землю, то земля захватит вас!
Вероятно, Израиль никогда не принимал осознанного решения оставить Бога и служить Ваалу; люди просто позволили себе плыть по течению культурных традиций тех дней. Подобно незаметному движению часовой стрелки, неслышному подтачиванию дома крошечными термитами или неуловимому подмыванию Великого Каньона рекой Колорадо, обычаи, принятые в обществе, могут так незаметно изменять людей, что они не осознают, что происходит с ними. Но вот однажды они обнаруживают, что ничем не отличаются от окружающих. Некогда они любили Бога, но теперь это не кажется столь уж важным. Когда-то у них были твердые убеждения, а теперь они не могут вспомнить, зачем им все это было нужно. Было время, когда их дети пели: "Я воин Господа!”, - но теперь они преданы богам собственности, удовольствия и власти. Как это произошло? Книга Судей дает ответ: "Если вы не захватите землю, то земля захватит вас!”
ХРИСТИАНСТВО “НА РАССТОЯНИИ ВЫТЯНУТОЙ РУКИ”
Та земля, в которой мы живем, неотступно соблазняет нас исповедовать, так сказать, “христианство на расстоянии вытянутой руки”. Мы начинаем находить, что это удобно - быть до какой-то степени приспособленными к нашему обществу. Однако мы все еще осознаем, что от мира следует держаться на расстоянии хотя бы вытянутой руки. Что же происходит дальше, когда мир все глубже погружается в трясину порока? "Относительное" христианство не замечает, на чем оно стоит, а заботится лишь о том, чтобы держаться на некотором отдалении от мира. Пока это расстояние хотя бы в локоть, оно чувствует себя в безопасности. Всякий раз, когда культура общества делает определенный шаг, за ней следуют и христиане. И вскоре христиане оказываются там, где лишь вчера стояло “безбожное" общество. Нормы общества непрерывно отдаляются от Бога, и христиане, чья вера порхает вблизи мира, не ведая того, продолжают двигаться к пропасти.
Вокруг нас полным-полно свидетельств подобного "относительного" христианства. Вот лишь некоторые из них:
Речь. Прогрессирующая деградация окружающего нас мира проявляется в том, как этот мир говорит. Чист ли наш язык или только немного менее груб, чем язык тех людей, среди которых мы живем?
Одежда. В самом начале безумных 70-х годов мне еще не было двадцати. Я никогда не думал, что мини-юбки когда-либо вернутся назад, но, увы, это произошло. Одежда в окружающем нас мире откровенно “сексуальная". Скромна ли наша одежда (Когда в последний раз вы похвалили девушку за то, что в новом платье она выглядит благопристойно?) или только чуть менее вызывающа, чем та, во что одета улица?
Развлечения. Мы утратили чувствительность с тех пор, как Рэт Батлер в конце фильма “Унесенные ветром” шокировал любителей кино. Теперь многие христианские семьи не чувствуют неловкости, смотря в общей комнате видеофильмы, в которых хулится Божье имя и высмеиваются их убеждения. Питаемся ли мы тем, “что чисто" (Фил. 4:8), или только тем, что немного лучше самого плохого, что есть в обществе?
Еще больше удручают более тонкие ценности, перенимаемые нами у мира, в котором мы живем. Например, идея, что человек рожден для счастья. Подобное утверждение я слышал от христиан в разных дискуссиях, начиная от брака и кончая миссионерскими путешествиями. Со всей убежденностью, что так говорит Писание, цитируется: "Я знаю: Бог хочет, чтобы я был счастлив". Это не просто чуточку неточно; это корень всех грехов! Да, Иисус пришел, чтобы дать нам жизнь с избытком, и слово “блаженны” в заповедях блаженства может переводиться как “счастливы”, но для христианина счастье заключается не в поисках самого счастья, а в поисках Бога. Предоставленные сами себе, мы непременно станем несчастными. (Помните “Экклезиаст"?) Откуда у нас взялось представление о том, что жизнь - это для счастья? От Бога ли оно, или мы подхватили его, как опасный вирус, из воздуха той земли, в которой живем?
ПРОБЛЕМА С НАШИМ ОКРУЖЕНИЕМ
Джеймс Мичинер в историческом романе “Источник" рассказывает истории из жизни Израиля на протяжении всей его истории. В одной из глав, названной “Старик и его Бог”, Мичинер повествует о еврейском патриархе по имени Садок, который выводит свою огромную семью из пустыни и селится возле ханаанского города Макор. Старика одолевает предчувствие опасности, которая исходит от города, но он считает, что такова Божья воля, чтобы ему жить и работать со своим народом непосредственно вблизи стен Макора. Чтобы успокоить своих сыновей, которые также опасаются нового места, Садок уверяет их: “Мы будем жить в мире с хананеями: у них будет своя земля, а у нас своя; у них будут свои боги, а у нас свои”. Главной проблемой для евреев было то, что единственный источник питьевой воды находился в пределах городских стен. Люди оказались дружелюбными и разрешили женщинам из семьи Садока ежедневно приходить и брать воду для своих нужд. Однако, оказавшись в городе, эти бывшие кочевники увидели заманчивые обряды ханаанской религии. Вначале это показалось невероятным, потом стало привлекательным и, наконец, жутко соблазнительным.
Старик боялся, что его народ станет таким же, как местные жители, но он совершенно не был готов к тому, что увидел в тот день, когда поднялся к месту, где хананеи поклонялись Ваалу. Он ожидал там увидеть большой камень, возведенный в честь Ваала. Но он не мог поверить, что его дети и внуки воздвигли такой же камень в честь Бога! Это было неслыханно! Неужели они не понимали духовной природы Бога и Его безусловного требования не иметь сотворенных в Его честь кумиров? Как они могли пойти на такое? Разве они не знают, кто они? Разве им не известно, что они другие? Садок, навалившийся всем телом на камень, чтобы опрокинуть его и сбросить с холма, несомненно, понял бы значение первой главы книги Судей.
Книга Судей, безусловно, является предупреждением всякому народу, живущему в чужом для него мире, который может украсть у него людские души. Спустя века с того времени, когда жили судьи, Павел высказал, по сути, то же предупреждение христианам, жившим в могущественной, возбуждающей и влиятельной столице Римской империи:
Рим.12:2 “И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная”.
А еще через несколько веков борьба за выживание в опасной земле нашла свое выражение в таком прекрасном гимне:
· Примкните к Иисусу, о воины Христа,
· И поднимите знамя воскресшего Христа!
· Победу за победой дарует Бог войскам,
· Врагов Христа низложит Он всех к Его ногам.
· Примкните к Иисусу! Он вас на бой зовет,
· Во всеоружье веры Он Сам вас облечет.
· Пусть не страшит вас битва, оружий гул и гром.
· Христос за вас сразится с бесчисленным врагом.
· Примкните у Иисусу! Идите вслед за Ним!
· Он крепость и защита, Он верный Вождь Своим.
· Меч слова обнажите, им побеждайте страх.
· И бодрствуя в молитвах, вы стойте на часах.
· Примкните к Иисусу! День битвы пролетит,
· И скоро день победы сердца все озарит.
· Христос венец готовит тому, кто верен был,
· И хочет, что навеки он с Ним во славе жил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время обольстительная сила окружающего нас мира все так же велика. Первая глава книги Судей - это Божий призыв к современной церкви проснуться и осознать грозящую ей опасность. Пора, давно пора христианам сбросить уютное одеяло приспособленчества к миру и пробудиться ото сна. Пора начать учить наших детей и объявить всем вокруг: “Мы другие! Мы христиане! У нас иная история, иные ценности!" Пора захватить землю, ибо если мы этого не сделаем, земля непременно захватит нас!