Друзья, хочу с вами поделиться результатами своей научной темы «Производства керамики и фарфора Казахской ССР», разрабатываемой мной при собирании соответствующей коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. В 2016 году по теме был опубликован отчёт в виде довольно объёмной статьи. А потому на её основе я сделаю ряд заметок.
Начну с вступления и обзора собранной коллекции, продолжу ссылками на последующие заметки о конкретных производствах с данными по каждому экспонату. Здесь же представлю Аркалыкскую фабрику керамических изделий.
Вторая часть: Алма-Атинский завод художественной керамики
Третья часть: Капчагайский фарфоровый завод
Четвёртая часть: Кокчетавский фарфоровый завод
Пятая часть: Целиноградский фарфоровый завод
Гольский И. А. Коллекция керамики и фарфора Казахстана в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Каталог // Сборник трудов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля / М-во культуры Ом. обл.; ООМИИ им. М. А. Врубеля; науч. ред. Ф. М. Буреева. – Омск, 2016. – 200 с.: ил. – С. 124–134.
Весь сборник: http://vrubel.ru/downloads/SbornikNauchnihTrudov.pdf
Коллекция керамики и фарфора Казахстана в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Каталог
Вместе с мгновенным исчезновением с политической карты мира в 1991 году Союза Советских Социалистических Республик постепенно начала разрушаться и лишённая государственной поддержки художественная промышленность. Одномоментно стало бесценным всё наследие материальной культуры «Союза», особенно пестовавшего народное искусство многонациональной страны. Это обстоятельство заставило иначе посмотреть на деятельность керамических производств омского ареала. Общие границы с современным Казахстаном, а некогда и единство русских и казахских земель в границах Акмолинской губернии, определили область научных интересов. Сегодня на вторичном рынке – в комиссионных магазинах и антикварных лавках – широко представлена посуда казахстанских производств. Наиболее распространена продукция территориально приближённых к Омску фарфоровых заводов Целинограда и Кокчетава. Большая казахская диаспора Омска способствовала спросу на фарфор и керамику в национальных традициях.
В целом, из широкого ассортимента перепродающихся изделий казахстанских производств, для комплектования музейной коллекции предпочтение отдаётся предметам «в национальном вкусе».
Стилистические особенности казахстанской керамики и фарфора ХХ века искусственно формируются в русле традиционных направлений народного искусства, таких как кошмоваляние, тиснение по коже, резьба по дереву. В поисках ярко выраженного национального своеобразия в керамике и фарфоре художниками повторяются формы кожаных сосудов – вариации торсыков. Но преимущественно бытовая посуда и декоративные вазы имели общеевропейские формы, которые лишь декорировались казахским орнаментальным мотивом бараньих рогов. В изделиях порой узнаются стилистические особенности подмосковного фарфора Дулёва, национальные традиции русской и украинской керамики, транслируемых Строгановским и Абрамцевским художественными училищами, Миргородским керамическим техникумом, чьи выпускники распределялись на заводы Казахской ССР.
На пути стилизаторства высокого художественного уровня достиг Алма-Атинский экспериментальный завод художественной керамики. В коллекции музея представлены наиболее узнаваемые изделия завода с графическим декором в технике резьбы: после нанесения ангоба по красной глине на сырой ещё поверхности резцом создаётся углубленный рисунок, всё изделие покрывается бесцветной глазурью. Также в собрании уже имеются характерные алма-атинские изделия декорированные рисовкой жидкой глиной с ангобным пигментом.
Коллекция формируется по принципу «кабинета образцов» – как характерных для того или иного десятилетия форм, так и документальных маркировок. Особенное внимание уделяется осмотру керамических изделий на предмет нахождения заводской бумажной этикетки – её наличие делает предмет эталонным. Изучение экспонатов и необходимость их атрибуции позволяет накапливать отрывочные сведения о работе заводов. Таким образом, за десять лет собирания коллекции одновременно удалось и скопить данные для написания кратких историй заводов, выявить некоторые имена художников, составить библиографические списки. Данная публикация представляет первичные результаты систематизации материала и вводит их в научный оборот.
В коллекции казахской керамики и фарфора Музея имени М.А. Врубеля представлены 44 экспоната:
Аркалык – 2 экспоната;
Капчагай – 2 экспоната;
Целиноград – 14 экспонатов + 1.
Без ссылки на отдельную заметку приведу здесь одну самую краткую справку (то что удалось найти и уточнить):
Аркалыкская фабрика керамических изделий
Месторасположение – Казахстан, Костанайская обл., Аркалыкский район, г. Аркалык
Год и место основания – 1981 год, Казахская ССР, Тургайская обл., г. Аркалык (областной центр)
В августе 1981 года образована Аркалыкская фабрика керамических изделий Тургайского областного управления местной промышленности. Производство помогали налаживать специалисты-технологи Алма-Атинского экспериментального завода художественной керамики. В 1988 году фабрика переименована в завод керамических изделий. В 1993 году завод реорганизован в АО « Керамика». Производство ликвидировано в 1997 году.
На предприятии работала – Баталова Баян Жалдыбаевна, 1961 г.р., скульптор (1990–1997).
1. Скульптура (казах). 1985–1991. Марка красная на этикетке: стилизованная бука А в круге; АРКАЛЫК / ОТК 1/ Арт. НХПАЗКИ / Сорт I / Цена 1–15 / Каз ССР 802-85. Керамика, подглазурная двухцветная роспись аэрографом. Высота 19,4 см
Поступление: 2011, закупка. Инв. № К–3277
2. Скульптура (верблюд). 1985–1991. Марка на этикетке: стилизованная бука А в круге; АРКАЛЫК / ОТК 1/ Арт. НХПАЗКИ /Сорт III /Цена 1–92 / Каз ССР 802-85. Керамика, подглазурная монохромная роспись аэрографом. Высота 20,5 см
Поступление: 2013, закупка. Инв. № К–3452
Библиография:
• Аркалык // Казахская ССР: 4-х томная краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.Н. Нургалиев. – Алма-Ата: Гл. ред. сов. энциклопедии, 1991. – Том 2: Экономика. – С. 85.
• Здоровец Наталья. Что было – то было // Наша Газета. Костанайский областной еженедельник. Номер за 23.08.2012 // URL: http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=313&storyid=18758
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту
#ясчастлив