Мы забрали сына на семейное обучение в начале 2 класса. А старших детей перевели на СО спустя полгода, в середине второго триместра. Меньше чем за год у нас дома оказалось три школьника с программами трёх классов. Лично мне, как матери, было страшно первую неделю.
Я разбирала школьные тетрадки, учебники, дополнительный материал. Раньше он закупался и лежал у учительницы, а теперь, в связи с переходом ребенка на СО, оказался у меня на руках. Помню, как смотрела на эту гору и думала: «Когда нам все проходить? Ведь это по школьной программе, а ее необходимо усвоить.» Я даже не думала, что во втором классе столько дополнительных пособий.
Обычно надо было сдать деньги, и класс закупался на всех учеников необходимой литературой или тетрадями. Некоторые из них я даже не видела, на столько редко они использовались. А тут все закупки передо мной и это был только второй класс! И ведь больше половины всех тетрадей, которые покупались к школе, приобретались для закрепления пройденных параграфов и успешного выполнения контрольных работ в рамках учебного заведения. Можно сказать только для успешной аттестации.
Образование— это совокупность личных качеств и знаний, а так же умение применять этот багаж в жизни. Поэтому школьная программа — это не весь образовательный процесс, а только малая его часть. Образование намного глубже. Так уж вышло, что школьная система ежегодно вводит новые правила и они не всегда благоприятно сказываются на учениках. А наличие многочисленных проверочных работ и вовсе сводит учебный процесс к самостоятельному.
Дома усвоение школьного материала происходит в индивидуальных условиях для каждого учащегося. Нам надо удостовериться, что ребёнок понял тему и может применить эти знания на практике — этого достаточно. Нет необходимости, допустим, усложнять задания по математике, если ребёнок склонен к гуманитарным наукам и наоборот.
У старших на ежедневное обучение уходит 2-3 часа это около 4 уроков. Занятия составили блоками из «подобных предметов»: алгебра, геометрия, физика и информатика; или история, география, русский, литература. Это позволяет взглянуть на близкие дисциплины под одним углом. Ведь в жизни нет химии или отдельной физики — все взаимосвязано.
Мы проходим все темы блока по списку. При этом ребёнок сам может выбрать какому предмету сегодня он отдаст предпочтение, с каким интервалом, сколько параграфов будет проходить. Это определяется в процессе занятия. Дочке легче заниматься по 20 минут, дальше нужен небольшой отдых и смена предмета. Бывает, что нужен более длинный перерыв и мы возвращаемся к заданиям после обеда. А сын наоборот — частенько проходит сразу несколько параграфов и просит дать ему самостоятельную работу. Прошёл все темы по алгебре, подтягивает остальные предметы, а затем переходит к следующему комплексу. Один блок у старших детей занимает где-то полтора — два месяца. Этого времени вполне достаточно чтобы без спешки пройти годовой план по четырем-пяти дисциплинам.
Младший тратит на уроки по учебникам около 2 часов в день с интервалом 3-4 раза в неделю. Остальные дни закрепляем материал играми, видео и дополнительными занятиями, что разряжает обстановку и значительно улучшает усвоение изученной темы. Мы смогли себе это позволить потому-что ребёнок с самого начала учебного года на СО. Если бы мы учились каждый день, то совершенно спокойно завершили бы год за 4 месяца. Но такой цели у нас не было. Нам важно было сохранить стремление к знаниям и большую часть времени уделить спортивной секции. Я сюда не включила он-лайн занятия по английскому, испанскому и китайским языкам, футбол, единоборства, бассейн и чтение любимых книг. А ведь это тоже образование. Но оно в другом формате и дети не считают эти занятия «уроками». Кроме английского языка и литературы в школьную программу ничего не входит.
Предложенная система обучения слишком плоская и примитивная для современных детей. Родителям и учителям приходится тщательно изощряться, чтобы видеть горящие глаза ученика и полное усвоение материала.
В нашей семье тоже разные подходы к обучению. Так с историей, биологией и географией мы начинаем знакомиться в музеях и на выставках, а потом закрепляем изученное в параграфах и тетрадях. Я просматриваю анонсы районных мероприятий, и довольно часто они пересекаются с необходимыми темами. Посещение музеев помогает легко «переплывать» из одной дисциплины в другую и сравнивать с разных сторон один и тот же фрагмент времени. Интересный факт — школьники не умеют этого делать. Помню, когда началась физика, сын с удивлением обнаружил ту же формулу для нахождения скорости, что и в математике, и недоумевал — это же физика!
Теперь мы начинаем изучать историю и плавно переходим в географию, затрагиваем архитектуру, астрономию, музыку того времени. Повернуть можно куда угодно! У ребёнка формируется полноценная картина происходящего и возникает естественное желание изучить материал подробнее. Так начинаем «копать» дальше в поисках новых интересных фактов. Мы с мужем стараемся чтобы у детей было не меньше трёх посещений музеев в месяц, но бывает по-разному. По времени выбираем рабочую неделю и утренние часы. Если не получается организовать информационный культурный досуг, стараемся найти нужное видео в интернете или посетить музей интерактивно. Все просмотры входят в утренние «рабочие» часы детей и считаются уроками.
Получается, что СО помогает нам настроить быт и обучение так как нравится нам в удобное время. Раньше мы весь вечер делали домашние задания для школы, а сейчас у нас свободный вечер, но продуктивно занято утреннее и дневное время. Это не так много по сравнению с временными затратами школьного обучения. Мы не подстраиваемся под определенный цикл школьных заданий, а формируем его самостоятельно. Поэтому и времени на СО затрачивается в разы меньше.
Автор: Юлия Стаханова
Читайте также статьи автора:
Трое детей на СО. Как сделать всё правильно и не сойти с ума!
Ребенок и гаджеты. Как не перегнуть палку?
Чем занять свободное время на СО? Мои ошибки.
«Неужели СО лучше школы?» Сколько денег уходит .
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.