Найти тему

Роботы и пандемия или как доверить искусственному интеллекту неискусственную жизнь

Двадцать первый век давно со всеми нами произошел, Марти уже успел прибыть в будущее и снова вернуться в прошлое, а мы все никак не можем свыкнуться с присутствием роботов в нашей жизни. И речь идёт не о компьютерах и телефонах, которых мы уже даже не замечаем, а о тех самых роботах-помощниках, сошедших к нам из произведений Айзека Азимова. И, возможно, робот, доставляющий еду, или робот, убирающийся в квартире – это то, к чему можно привыкнуть. А как насчёт робота, приехавшего ставить Вам капельницу?

Пандемия столкнула человека лицом к лицу с совершенно новыми реалиями. Мы, как и всегда, «знали, что так, но не знали, насколько». Коронавирус захватил мир далеко не первым (чума, холера, испанка – со всем этим человечество уже сталкивалось ранее), и, тем не менее, пожалуй, только ему удалось заставить нас почувствовать себя по-настоящему беспомощными.

Могущественный, микроскопический, и, главное, такой недооценённый по первости захватчик легко затормозил Землю и все процессы на ней, строившиеся столетиями, менее чем за полгода. Его невидимость и эффект замедленного действия заставили нас с головой окунуться в собственную беспечность, граничащую с иллюзией бессмертия.

Практически все страны мира на своём горьком опыте узнали, что такое бороться с невидимым врагом. Врачи первыми попали под удар – концентрация зараженных пациентов вокруг них росла с каждым днём, делая их наиболее уязвимыми к заболеванию.

-2

И тут к ним на помощь пришли… Роботы

Врачи и медсестры в больнице в Варесе, Италия, смогли вздохнуть спокойно – к ним поступила команда очень необычных медсестер, которые не боятся заразиться и не носят СИЗ. При перерывах «на обед» такому медперсоналу ничего не требуется, кроме, разве что, обычной розетки.

Шесть роботов-медсестер теперь постоянно следят за пациентами отделения интенсивной терапии, измеряя уровень кислорода и артериальное давление. Они высвободили ресурсы (в первую очередь, временные), позволив врачам и медсестрам из плоти и крови быть с теми пациентами, которым это по-настоящему необходимо.

Кроме того, используя роботов-медсестер с очаровательным именем Томми, сотрудники больницы могут общаться с пациентами на расстоянии, используя сенсорный экран, встроенную аудиосистему и микрофон.

-3

Звучит прекрасно, не правда ли? А теперь представьте себя на месте пожилой Франчески или Пауло, которые, с трудом дыша, вдруг обнаруживают в своей палате робота вместо привычной им медсестры. Реакция в этом случае далеко не всегда однозначна, ведь кажется, что такое будущее должно было наступить вот-вот совсем не скоро.

Административный персонал больницы тут же столкнулся с проблемой разъяснительного характера – бесспорно, польза роботов в рамках пандемии неоспорима. И, тем не менее, подобная выгода с физической точки зрения оказалась способна нанести ни много ни мало психологическую травму.

Томми, при всей его пользе, не может сострадать и принимать эмоциональное участие, что, иной раз, необходимо пациенту ничуть не меньше, чем полноценный медицинский уход.

Мало кто, думая о роботизированном будущем, видел основную проблему его внедрения в психологическом аспекте. Безусловно, робот Валли, копирующий живую мимику Вуди Аллена – это прекрасно. Но технологии, имитирующие человеческие эмоции на таком высоком уровне, еще не получили широкого распространения.

Однако внедрение роботизированных помощников массово где бы то ни было, может быть успешным только тогда, когда люди будут чувствовать себя комфортно в их присутствии и взаимодействовать с ними естественным образом.

-4

Пандемия является для этого, с позволения сказать, идеальным моментом – чувства и ощущения обострены, многие из нас оторваны от близких и любимых… коллег (преимущественно работа производится из дома) и родных. В это время тотального отсутствия обмена человеческим теплом присутствие роботов обостряет накатывающее одиночество.

Как и детектив Спунер, мы сомневаемся в том, что робот способен создать произведение искусства. Но, безусловно, выполнять функционал, обозначенный и контролируемый человеком, искусственный интеллект может.

Главная загвоздка заключается в том, что при замене роботом человека (как и в случае с бригадой медсестер), доверие сходит на нет из-за ожидаемой, но так и не имеющей место быть эмпатии. Подсознательно мы ожидаем, что Томми, или любой другой «очеловеченный робот» посочувствует нам и похлопает по плечу.

Тем не менее, люди больше склонны доверять роботам, когда они являются «вспомогательными» сотрудниками, а не автономной заменой. Томми это ярко иллюстрирует: пациенты изначально, как правило, категорически против того, чтобы о них заботился робот, а не человек, до тех пор, пока они не поймут, что он выполняет только рутинные манипуляции, и при этом не ставит диагноз, не назначает анализы, и не обсуждает с пациентами зятьев и невесток.

Менее социально-активным роботам приходится легче. Например, тем, кто осуществляет дезинфекцию или доставляют еду. Врачи и медсестры – это совсем другая история. Здесь даже при частичной замене без эмпатии не обойтись.

Чему же должна нас научить пандемия? Тому, что не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня – в мирное время стоит вкладывать гораздо больше ресурсов (как временных, так и материальных), чтобы в чрезвычайной ситуации, робот, нажимающий кнопки на Вашем аппарате ИВЛ, был так же привычен, как робот пылесос.

Статья написана на сайте: frontpageit.ru

Читайте больше статей!