Меня всегда удивляло утверждение, что в первом государстве рабочих и крестьян не могло быть никаких заговоров и покушений. Не было террористических организаций, не могло быть своих Березовских:
Или Ходорковских:
Или же, если советская власть такая кро.вожадная, зачем тогда ей заморачиваться с очными ставками? Выбил показания, подписал протокол допроса и на расстрел.
Зачем такие сложности?
Стенограмма заседания Пленума ЦК ВКП(б). Заседание первое. 4 декабря 1936 г.
СТАЛИН. Когда Смирнов и Пятаков заявили, что они отрекаются от своих взглядов, открыто заявили об этом в печати, мы им поверили. Тоже исходили при этом из того, что люди выросли на марксистской школе, очевидно, дорожат своей позицией, своими идеями, их не скрывают, за них борются. Поверили, орден Ленина дали, двигали вперёд ... и ошиблись.
Поэтому Пятакову сказали: "Нет, хотя мы поставили вопрос о том, чтобы ты пошёл общественным обвинителем, но это дело не выйдет". Он опечалился: "Как же я могу доказать, что я прав. Дайте мне, я собственноручно расстреляю всех тех, кого вы приговорите к расстрелу, всю эту грязь, эту мразь, эту сволочь. Какие же ещё доказательства вам нужны? Объявите в печати после приговора и после того, как приговор будет исполнен, что исполнение приговора провёл тов. Пятаков".
Это обстоятельство нас тоже должно было несколько поколебать. Но, с другой стороны, мы никогда не объявляли, кто выполняет приговор. И решили: объявить — никто не поверит, что мы его не заставили это сделать. Мы сказали, что это дело не выйдет, неловко, никто не поверит, что вы добровольно пошли на это дело, а не по принуждению. Да и, кроме того, мы никогда не объявляли лиц, которые приводят приговоры в исполнение.
- Что же мне делать, дайте выход. Дайте мне написать статью против троцкистов.
- Хорошо, напиши.
Написал, разгромил Троцкого и троцкистов. А что же теперь оказалось, вы поглядите! После этого мы человек 50, по крайней мере, опросили. Ведь они всё нутро Пятакова выворотили. Это же чудовищный человек оказался! Почему он шёл на то, чтобы выступить общественным обвинителем? Почему он шёл на то, чтобы самому расстрелять своих товарищей? Оказывается, у них правило такое: ежели твой единомышленник-троцкист арестован и стал выдавать людей, его надо уничтожить. Вот видите, какая адская штука получается...
Вот какая адская штука получается... А может всё-таки был Троцкий-Ходорковский?
И вполне логичным мне представляется, что страна, которая готовится напасть на другую, будет искать союзников в лице пятой колонны:
Особенно среди военных:
Американский посол в Москве Джозеф Э. Дэвис, который ежедневно присутствовал в зале суда и при помощи переводчика внимательно следил за ходом процесса, в секретной депеше на имя государственного секретаря Корделла Хэлла от 17 февраля 1937 г. напишет:
Я беседовал чуть ли не со всеми членами здешнего дипломатического корпуса, и все они, за одним только исключением, держатся мнения, что на процессе было с очевидностью установлено существование политического сообщества и заговора, поставившего себе целью свержение правительства.
А позже добавит:
...опираясь на собственный адвокатский опыт, можно сделать вывод, что обвиняемые говорят правду, признавая свою вину в совершении тяжких преступлений
Мы же называем их именами улицы. А потом удивляемся, почему страна без боя сдалась в 91-ом...