Автор: Евгения Власова: психолог-консультант и мама тройни.
Для меня тот день стал судьбоносным. Повезла одну из дочерей-близнецов в детский сад, другие заболели.
И что тут такого? Обычная ситуация.
А вот что: когда мы с дочкой зашли в раздевалку группы, выбежали дети встречать со словами "Тройняшки пришли". Это при том, что моя дочь отличалась от своих сестер внешне, всегда одевалась в другую одежду и играла в другие игрушки.
⠀
Я впала в ступор. Не могла понять: ведь дети знают, как зовут дочь, с которой я пришла, отличают, но называют ее "тройняшки" — обобщающим словом. После этого ситуация меня не отпускала и прибавилось разочарование, что не разделила детей по разным группам, как хотела раньше.
⠀
Позже подобные ситуации стали повторяться и превратились в норму. Но тот день вернул меня снова к мысли о разделении детей в школе.
⠀
Действительно, для других людей близнецы — это единое целое. Как бы мы ни старались в семье воспитать индивидуальность и транслировать ее другим, со стороны социума этого не будет еще долго. Когда близнецы вместе, их будут объединять и сравнивать.
⠀
И тогда я приняла решение, что мои дочери-близнецы пойдут в разные классы. Сегодня это реальность, которая каждый день напоминает о верном решении.
⠀
Как оказалось, наша семья, где близнецов разделили по разным школьным классам, одна из первопроходцев в России и СНГ, так как в этих странах не принято разделять близнецов. Хотя в Америке и Европе такая практика давно есть. В список, который я собрала на сегодня, вошли Швеция, Австрия, Голландии, Израиль, США, Англия, Венгрия, Австралия. Причем в некоторых из этих стран разделение близнецов даже не обсуждается с родителями: их просто вызывают в школу и объясняют, для чего это нужно.
⠀
Из опыта общения с родителями близнецов поняла, что большинство не знают о разделении. Не слышали, что совместное обучение может приводить к проблемам в будущем. Поэтому хочу поделится пятью основными аргументами, почему раздельное обучение близнецов предпочтительнее.
Аргумент 1 🤗
⠀
Помочь раскрыть индивидуальность👌🏻
⠀
В большинстве случаев, окружающие относятся к близнецам как к единому целому и постоянно их сравнивают. При разделении они не смогут этого делать. Каждый из близнецов начнет лучше идентифицировать себя, получит психическую и физическую автономию.
⠀
Из личного, примеры восприятия близнецов как единого целого.
⠀
Первый: все три дочки захотели ходить на дополнительное занятие вместе. Препятствовать не стали, у них так бывает — пробуют, позже, как правило, одна остается. Итог: на первой отчетной выставке преподаватель дала общую на всех характеристику способностей: сестры молодцы, хорошо рисуют и т.п. Ни мы, родители, ни близнецы не получили обратную связь на способности каждой.
⠀
Второй пример. На родительском собрании учитель, когда говорила о близнецах-двойняшках, которые учатся в одном классе с дочкой, дала им общую характеристику: братья ведут себя плохо. В свою очередь, мою дочь называла по имени и фамилии.
И дело не в компетенции учителя — просто восприятие близнецов идет автоматически как неделимое. Несмотря на мои знания в психологии воспитания близнецов, много раз и себя ловила на сравнении и обобщении своих "рожденных вместе".
⠀
При разделении возможностей сравнивать и обобщать не будет. Учителя и одноклассники будут воспринимать близнеца как индивидуальную личность. В классе будет индивид, а не "близнецы, двойняшки, тройняшки".
⠀
Также у близнецов появятся свои друзья, а не общие. Каждый по отдельности сможет раскрыть свои таланты и особенности, не оглядываясь на братьев или сестер.
Аргумент 2 🤗
⠀
Поможет сформировать самостоятельность 👌🏻
⠀
В этом случае каждый из близнецов учится самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность.
⠀
Так как «рождённые вместе» дети большую часть времени проводят совместно, то понятие ответственности размывается и делится на всех — либо ни на кого.
⠀
Усвоить информацию на уроке, записать домашнее задание и отвечать в классе будет каждый из двойни, тройни по отдельности — нет рядом того, кто бы мог помочь или сделать за тебя. Конечно, в домашних условиях они будут использовать взаимопомощь, но это другое.
⠀
Близнецу необходимо научиться взаимодействовать с другими людьми индивидуально! Создать свой социальный круг. Получить при этом персональный жизненный опыт.
⠀
В нашем случае, например, до школы одна дочь хорошо читала, вторая — считала, а третья не умела читать и плохо считала.
Можно, конечно, сослаться на природные данные и наследственность.
⠀
Но позже выяснилось, что не было необходимости: при походе в магазин одна прочитает название, вторая подсчитает деньги — и готово, а третья воспользуется этим.
⠀
В разных классах ситуация изменилась: каждая умеет все, стали более самостоятельные и научились отвечать за свои действия. Хотя не всем легко это далось!
⠀
Аргумент 3 🤗
⠀
Поможет дать равные возможности каждому раскрыть лидерские качества👌🏻
⠀
Ситуация доминирования одного близнеца над другим является классической. Если ссылаться на статистику, то доминирование у близнецов составляет 75-80%. Тоже подтвердило мое дипломное исследование при анкетировании близнецов.
⠀
Решающими факторами доминирования в школьном возрасте является физическая сила и школьная успеваемость.
Один из детей направляет активность всей пары, другой соглашается.
⠀
Это связано с тем, что в группе может быть только один лидер. А близнецы — это уже группа. Лидерство может быть явным, всегда один и тот же ребенок, или переходить от одного к другому в зависимости от ситуации.
⠀
В нашем трио две постоянно подавляли третью, всегда были более активны в разговорах и поступках. Мы с супругом думали, что она с таким характером от природы.
⠀
Но когда приняли решение разделить близнецов по разным секциям, у каждой был свой интерес и способности, выяснилось обратное.
⠀
Через месяц посещения не узнали свою дочь: из пассивной и тихой она превратилась в активную, инициативную. Поэтому при разделении каждый получает шансы раскрыть свои лидерские качества.
Аргумент 4 🤗
⠀
Помочь приобрести опыт раздельности👌🏻
⠀
Большинству близнецов в будущем не просто разделиться, начать жить собственной жизнью.
⠀
Это происходит из-за того, что «рождённые вместе» дети практически никогда этого не делали. Они не умеют быть по отдельности, так как не было подобного опыта.
⠀
Когда мы начали применять практику "раздельности", нашим близнецам это очень понравилось. Позже стали сами просить побыть в одиночестве, поиграть в тишине со всеми игрушками. Даже установили между собой очередность, кто поедет с мамой или папой в магазин.
⠀
Конечно, близнецы быстрее одиночно рожденных детей начинают скучать друг без друга, но страха уже нет.
⠀
Чем раньше начать близнецам показывать такой опыт, тем более мягким будет переход.
⠀
В будущем близнецы сами решат, что с этим опытом делать. Но у них будет выбор.
По раздельности у близнецов снизится соперничество и конкуренция. Ведь им не нужно отвоевывать свое место внутри одной группы, у каждого своя территория для реализации.
Аргумент 5 🤗
⠀
Дать возможность отдохнуть друг от друга👌🏻
⠀
«Рождённым вместе» деткам необходимо давать личное время и пространство. Они, как и все мы, устают друг от друга.
⠀
Когда я наблюдала за своими годовалыми близнецами, вдруг осознала 🤦🏼♀️. Они находятся вместе круглые сутки. Я как представила, что со мной кто-то всегда будет рядом, мне стало, мягко говоря, не по себе.
⠀
Замечали, что многие семьи ругаются первые дни в отпуске... Так как на отдыхе все время проводят вместе, к чему не привыкли.
В обыденной жизни у каждого свои раздельные дела: работа, садик, школа. Семья либо адаптируется, либо продолжает ругаться до конца отпуска.
⠀
Так и с близнецами: они адаптируются и привыкают к совместному нахождению.
⠀
Известный факт, что у близнецов выше агрессия и напряженное состояние, чем у одиночно рожденных детей. Важно давать возможность близнецам побыть отдельно. Родители, в силу занятости, не всегда могут предоставить такую возможность, а раздельные классы этому способствуют.
⠀
Школа служит основной социальной средой для подготовки личности к взрослой жизни. Эта часть жизни закладывает в детях представления не только о других, но и о самом себе. Даже психологи, которые работают с предназначением человека, задают много вопросов о том, как он проявлял себя в школьном возрасте.
⠀
Обычно в подростковом возрасте у близнецов появляется желание разойтись и отличаться друг от друга. Но у большинства это не получается, так как сформирована общая среда, круг знакомых и друзей, привыкли быть вместе, распределены между собой роли.
⠀
Поэтому хочу, чтобы родители близнецов обратили особое внимание на воспитание своих "рожденных вместе".
⠀
Наши дети быстро вырастут и никогда не станут снова маленькими. А нам, родителям, остается только пожинать плоды и получать результаты.
⠀
💚Всем осознанного родительства и побольше!!!