Найти тему
Linux code

Теория цвета

Оглавление

В изобразительном искусстве, теория цвета является практическим руководством для цветового смешения и визуальных эффектов сочетания конкретных цветов. Существуют также определения (или категории) цветов на основе цветового круга: основной цвет, вторичный цвет и третичный цвет. Впервые, принципы теории цвета появились в трудах Леоне Батиста Альберти (1435) и в тетрадях Леонардо да Винчи (1490). Традиционная «теория цвета» началась в 18 веке, первоначально в рамках работ Исаака Ньютона (Оптика, 1704). В дальнейшем, развивалась как независимая артистическая традиция с поверхностной ссылкой на колориметрию и науку о зрении.

Основы теории цвета до 20-го века были построены вокруг «чистых» или идеальных цветов, которые характеризуются различным чувственным опытом, а не атрибутами физического мира. Это привело к ряду неточностей в традиционных принципах теории цвета, которые не всегда исправляются в современных формулировках.

Другой проблемой была тенденция описывать цветовые эффекты целостным или категоричным образом, например, как контраст между «желтым» и «синим», воспринимаемым как общие цвета, когда большинство цветовых эффектов обусловлено контрастами трех относительных атрибутов, которые определяют все цвета:

  • Значение (светлое или темное или белое или черное),
  • Хроматичность [насыщенность, чистота, сила, интенсивность] (интенсивность против тусклости)
  • Оттенок (например, название семейства цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, пурпурный).

Визуальное влияние «желтых» и «синих» оттенков в визуальном оформлении зависит от относительной яркости и насыщенности оттенков.

Эти заблуждения отчасти исторические и возникли из-за научной неопределенности в отношении восприятия цвета, которая не разрешилась до конца 19-го века, когда художественные представления уже укоренились. Они также возникают в результате попытки описать очень контекстуальное и гибкое поведение восприятия цвета в терминах абстрактных цветовых ощущений, которые могут быть эквивалентно созданы любым визуальным средством.

Многие исторические «теоретики цвета» предполагали, что три «чистых» основных цвета могут смешивать все возможные цвета , и любая неспособность определенных красок или чернил соответствовать этим идеальным характеристикам обусловлена ​​загрязненностью или несовершенством красителей. В действительности, только воображаемые «основные цвета», используемые в колориметрии, могут «смешивать» или количественно определять все видимые (воспринимаемые возможные) цвета; но для этого эти воображаемые первичные цвета определяются как лежащие вне диапазона видимых цветов; то есть их нельзя увидеть. Любые три настоящих «основных» цвета света, краски или чернил могут смешивать только ограниченный диапазон цветов, называемый гаммой , которая всегда меньше (содержит меньше цветов), чем полный диапазон цветов, которые могут воспринимать люди.

Цветовое колесо Гете из его теории цвета 1810 года
Цветовое колесо Гете из его теории цвета 1810 года

Теория цвета изначально была сформулирована в терминах трех «основных» или «примитивных» цветов - красного, желтого и синего (RYB) - потому что считалось, что эти цвета способны смешивать все другие цвета.

Страница из "нового практического трактата о трех примитивных цветах", представленного Чарльзом Хейтером как совершенная система элементарной информации
Страница из "нового практического трактата о трех примитивных цветах", представленного Чарльзом Хейтером как совершенная система элементарной информации

Цвета RYB стали основой теории о цветовом зрении 18-го века. Эта теория была подкреплены исследованиями 18-го века о разнообразных чисто психологических цветовых эффектах, в частности о контрасте между «дополнительными» или противоположными оттенками, которые создаются цветными остаточными изображениями и контрастными тенями в цветном свете.

Эти идеи и многие личные наблюдения за цветом были обобщены в двух основополагающих документах по теории цвета:

  • «К теории цвета» немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гете (1810)
  • «Закон одновременного цветового контраста» французского химика-промышленника Мишеля Эжена Шеврёля (1839).

Чарльз Хейтер опубликовал «Новый практический трактат о трех примитивных цветах, которые считаются совершенной системой элементарной информации» (Лондон, 1826), в котором он описал процесс получения любого цвета из трех других.

Впоследствии, в конце 19-го века, немецкие и английские ученые установили что восприятие цвета лучше всего описывается с помощью различного набора основных цветов - красного, зеленого и синего (RGB), - смоделированных посредством аддитивной смеси трех монохроматических источников света. Последующие исследования закрепили эти основные цвета в различных ответах на свет тремя типами цветовых рецепторов или колбочек в сетчатке (трихроматия).

За тот же период промышленная химия радикально расширила цветовую гамму светостойких синтетических пигментов, что позволило существенно улучшить насыщенность цветовых смесей красителей, красок и чернил. Он также создал красители и химические процессы, необходимые для цветной фотографии. В результате трехцветная печать стала эстетически и экономически осуществимой в массовых печатных СМИ, а цветовая теория художников была адаптирована к основным цветам, наиболее эффективным для чернил или фотографических красителей: голубому , пурпурному и желтому (CMY). В печати темные цвета дополняются черными чернилами (CMYK), белый цвет обеспечивается цветом бумаги. Эти основные цвета CMY были согласованы с основными цветами RGB и вычитающим смешением цветов с аддитивным смешением цветов, определяя основные цвета CMY как вещества, которые поглощают только один из Основные цвета сетчатки: голубой поглощает только красный (-R + G + B), пурпурный только зеленый (+ R-G + B) и желтый только синий фиолетовый (+ R + G-B). Цветная печать CMYK подразумевает экономичный способ получения широкого диапазона цветов для печати, но в нем недостаточно воспроизведения определенных цветов, в частности оранжевого и пурпурного цвета. Более широкий диапазон цветов может быть получен с добавлением других цветов в процессе печати.

Большую часть 19-го века художественные теории цвета либо отставали от научного понимания, либо дополняли научные книги, написанные для непрофессионалов, в частности «Современная хроматика» американского физика Огдена Руда (1879) , ранние цветные атласы, разработанные Альбертом Манселлом.

Цветовая система Манселла представлена ​​в виде трехмерного тела, показывающего все три атрибута создания цвета: яркость, насыщенность и оттенок.
Цветовая система Манселла представлена ​​в виде трехмерного тела, показывающего все три атрибута создания цвета: яркость, насыщенность и оттенок.

Основные успехи были достигнуты в начале 20-го века художниками, в частности Василием Кандинским , Йоханнесом Иттеном , Фабером Бирреном и Йозефом Альберсом.

Традиционная теория цвета

Дополнительные цвета

Дополнительные цвета - это пары цветов, которые при объединении или смешивании компенсируют друг друга (теряют оттенок), создавая оттенки серого, такие как белый или черный. При расположении рядом друг с другом они создают наиболее сильный контраст для этих двух цветов. Дополнительные цвета также можно назвать «противоположными цветами».

«Хроматическая диаграмма» Шевроула 1855 года, основанная на цветовой модели RYB , показывающая дополнительные цвета и другие взаимосвязи
«Хроматическая диаграмма» Шевроула 1855 года, основанная на цветовой модели RYB , показывающая дополнительные цвета и другие взаимосвязи

Цветовой круг Исаака Ньютона часто используется для описания дополнительных цветов, которые являются цветами, которые нейтрализуют оттенок друг друга, чтобы произвести ахроматическую (белую, серую или черную) световую смесь. Ньютон предложил в качестве гипотезы, что противоположные цвета, нейтрализуют оттенок друг друга; эта концепция была более тщательно продемонстрирована в 19 веке.

Ключевым допущением в круге оттенков Ньютона было то, что «огненные» или максимально насыщенные оттенки расположены на внешней окружности круга, в то время как ахроматический белый цвет находится в центре.

Теплые и холодные цвета

Различие между «теплыми» и «холодными» цветами было важно по крайней мере с конца 18-го века. Это различие связано с наблюдаемым контрастом в ландшафтном освещении, между «теплыми» цветами дневного света или заката, и «холодными» цветами в пасмурный день. Теплые цвета - это оттенки от красного до желтого, включая коричневые и загар; Холодные цвета - это оттенки от сине-зеленого до сине-фиолетового, включая большинство серых. Существуют исторические разногласия по поводу цветов, которые закрепляют полярность, но источники 19-го века ставят максимальный контраст между красно-оранжевым и зеленовато-синим.

Теория цвета описала воспринимаемые и психологические эффекты этого контраста. Теплые цвета, используемые в дизайне интерьера или моде, пробуждают или стимулируют зрителя, а прохладные цвета успокаивают и расслабляют. Большинство этих эффектов, в той степени, в которой они являются реальными, могут быть отнесены к более высокой насыщенности и более низкой ценности теплых пигментов в отличие от холодных пигментов.

Самые горячие излучающие тела (например, звезды) имеют «холодный» цвет, а менее горячие тела излучают «теплый» цвет (изображение по шкале Кельвина)
Самые горячие излучающие тела (например, звезды) имеют «холодный» цвет, а менее горячие тела излучают «теплый» цвет (изображение по шкале Кельвина)

Традиционная теплая/холодная ассоциация цвета обратна относительной цветовой температуре теоретически излучающего черного тела: самые горячие звезды излучают синий (холодный) свет, а самые холодные - красный (теплый) свет.

Допплеровское красное и синее смещение
Допплеровское красное и синее смещение

Этот контраст также проявляется в психологических ассоциациях цветов с эффектом Доплера, наблюдаемым в астрономических объектах. Традиционные психологические ассоциации, в которых теплые цвета связаны с продвигающимися объектами, а холодные цвета - с удаляющимися объектами, прямо противоположны тем, которые наблюдаются в астрофизике , где звезды или галактики, движущиеся к нашей точке зрения на Земле, имеют синеватый оттенок (продвигаются), а звезды или галактики отходят от Земли. имеют красное смещение (отступая).

Ахроматические цвета

Любой цвет, в котором отсутствует сильное хроматическое содержание, считается ненасыщенным, ахроматическим, почти нейтральным или нейтральным. Близкие нейтральные цвета включают коричневые, пастельные и более темные цвета. Близкие нейтралы могут быть любого оттенка или легкости. Чистые ахроматические или нейтральные цвета включают черный, белый и все серые.

Близкие нейтралы получаются путем смешивания чистых цветов с белым, черным или серым или путем смешивания двух дополнительных цветов. В теории цвета нейтральные цвета легко изменяются смежными более насыщенными цветами, и они, приобретают оттенок, дополняющий насыщенный цвет; например, рядом с ярко-красным объектом, серая стена будет отчетливо зеленоватой.

Черный и белый цвета хорошо сочетаются с любыми другими цветами; черный уменьшает видимую насыщенность или яркость цветов в паре с ним, а белый демонстрирует все оттенки с одинаковым эффектом.

Разделенные основные цвета

В живописи и других изобразительных искусствах двумерные цветные круги или трехмерные цветные тела используются в качестве инструментов для обучения основным связям между цветами. Организация цветов в конкретной цветовой модели зависит от цели этой модели: некоторые модели показывают взаимосвязи, основанные на восприятии цвета человеком, в то время как другие основаны на свойствах смешения цветов определенного носителя, такого как дисплей компьютера или набор красок.

Эта система до сих пор популярна среди современных художников, как упрощенная версия геометрического правила Ньютона, что цвета ближе друг к другу по окружности цветового тона будут производить более яркие смеси.

Цветовая гармония

Цвета, видимые вместе для получения приятного аффективного ответа, находятся в гармонии. Тем не менее, цветовая гармония является сложным понятием, потому что человеческая реакция на цвет является аффективной и когнитивной, включая эмоциональную реакцию и суждение. Следовательно, наши ответы на цвет и понятие цветовой гармонии открыты для влияния целого ряда различных факторов. Эти факторы включают индивидуальные различия (такие как возраст, пол, личные предпочтения, аффективное состояние и т.д.), А также культурные, субкультурные и социальные различия, которые обусловливают обусловленность и научную реакцию на цвет. Кроме того, контекст всегда влияет на ответы о цвете и понятии цветовой гармонии, и на эту концепцию также влияют временные факторы (такие как изменение тенденций) и факторы восприятия (такие как одновременный контраст), которые могут влиять на реакцию человека на цвет.

Георг Кристоф Лихтенберг. Геттинген, 1775 г., лист III.
Георг Кристоф Лихтенберг. Геттинген, 1775 г., лист III.

Люди могут воспринимать более 2,8 миллиона различных цветов, поэтому число возможных цветовых комбинаций практически бесконечно. Следовательно, формулы цветовой гармонии принципиально несостоятельны. Несмотря на это, многие теоретики цвета разработали формулы, принципы или руководящие принципы для сочетания цветов с целью предсказания или определения положительного эстетического ответа или «цветовой гармонии».

Модели цветового круга часто использовались в качестве основы для принципов или руководящих принципов сочетания цветов и для определения взаимосвязей между цветами. Некоторые теоретики и художники считают, что сопоставление дополняющего цвета создаст сильный контраст, чувство визуального напряжения, а также «гармонию цвета»; в то время как другие полагают, что сопоставление аналогичных цветов вызовет положительный эстетический ответ. Рекомендации по сочетанию цветов (или формулы) предполагают, что цвета рядом с друг другом в модели цветового круга (аналогичные цвета) имеют тенденцию вызывать однотонные или монохроматические цветовые ощущения, и некоторые теоретики также называют их «простыми гармониями».

gnaz Schiffermüller, Versuch eines Farbensystems (Вена, 1772), лист I.
gnaz Schiffermüller, Versuch eines Farbensystems (Вена, 1772), лист I.

Кроме того, расщепленные комплементарные цветовые схемы обычно изображают модифицированную комплементарную пару, в которой вместо «истинного» второго цвета выбран диапазон аналогичных оттенков вокруг него, то есть расщепленные оттенки красного цвета - сине-зеленые и желто-зеленые. Триадическая цветовая схема принимает любые три цвета, приблизительно равноудаленные вокруг модели цветового круга.

Монохроматический цвет

Монохроматическая формула выбирает только один цвет (или оттенок). Вариации цвета создаются путем изменения значения и насыщенности цвета. Поскольку используется только один оттенок, цвет и его вариации гарантированно работают.