Найти тему
Дестрой

Жемчужина Сахалина: Мыс "Анива" с заброшенным атомным маяком и погранзаставой

Сегодня мы прогуляемся по побережью залива Анива к наверное самому известному в России одноимённому атомному маяку, и посмотрим на местную природу, заброшенную погранзаставу и всякие интересные находки по пути. А посмотреть там есть на что.

-2

Наш путь начинается возле села Новиково, до куда можно добраться на машине. От этой точки до атомного маяка "Анива", к которому мы держим свой путь, нужно пройти по побережью почти 40 километров в одну сторону.

-3

Быстро добравшись до ближайшего рыбацкого стана не теряя времени мы отправляемся в путь.

-4

Сначала путь довольно удобен и проходит по старой дороге, ведущей в окружении лопухов к ныне заброшенной погранзаставе.

-5

На обочине встретился неоднократно простреленный издевательский знак.

-6

Спустя около 11 километров дорога упирается в бывшую погранзаставу и на этом заканчивается.

Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.
Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.

Так эта застава выглядела при жизни.

-8

На самом деле это изначально был бывший японский посёлок Сатто времен Карафуто, состоявший из восьми бетонных зданий.

-9

В советский период на этой территории разместилась пограничная застава "Южная" в.ч. 2067.

-10

В бывших японских постройках размещался личный состав и обслуживающий персонал маяка Анива.

Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.
Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.

Это же здание при жизни.

-12

Судя по изоляторам фидерных вводов антенн на здании, здесь находился узел связи.

Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.
Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.

Прижизненное фото, когда вышки ещё стоят.

-14
-15

Внутри к сожалению смотреть уже не на что.

-16
-17
Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.
Фото из видео про эту часть, выложенного на Ютуб пользователем Nataha995.

Такой прожектор тут был.

Фотография храма, опубликованная на сайте Pastvu.com пользователем Patriarche.
Фотография храма, опубликованная на сайте Pastvu.com пользователем Patriarche.

Есть версия, что именно на этой территории раньше располагался японский Храм Эбису с тори из костей кита. Где-то в кустах даже осталась бетонная плита от него.

-20

А вот и первая интересная находка на берегу.

-21

Вроде бы это был МТ-ЛБ, но что-то траки не похожи, так что может и ГТТ, или ещё что-нибудь. Точно сказать что это было мы не можем.

-22

Далее наш путь идёт по довольно удобной прибрежной полосе. К слову на пути встречается множество всяких ручьёв.

-23

На водной глади у берега то и дело показываются толи нерпы, толи тюлени.

-24

А кто это у нас тут выглядывает из за скалы? :)

-25

Выходим к одному из небольших водопадов.

-26

Здесь обычно все останавливаются на привал или ночлег.

-27
-28

Но мы идём дальше.

-29
-30

Вдоль берега то и дело попадаются гроты.

-31

Вот такой красавец поедал свою добычу среди скал.

-32

Вдали показался мыс Мраморный.

-33
-34

В нём также есть небольшой грот.

-35

Этот мыс приходится обползать по верху.

-36

С обратной стороны в нём есть ещё один грот.

-37
-38

К слову если верить интернету, в этом заливе в 1995 г. было затоплено 1300 тонн различных боеприпасов при сокращении арсеналов и воинских частей острова. Говорят было громкое расследование после того, как снаряды начало вымывать на берег из за того, что часть из них было сброшено не в запланированном районе, а недалеко от берега, а часть не проконтролировано при сбросе и в неполных тарах они не смогли утонуть и по ветру были прибиты к берегу. В принципе всё расписано с конкретными цифрами и номерами частей с фамилиями, так что эту информацию мы не проверяли.

-39

Следующей находкой на берегу стали замытые в песок останки двух РЛС.

-40

Раньше они стояли на позиции РЛС ПВО "Крузенштерн" в.ч. 03287 на горе Крузенштерна - самой высокой горе Тонино-Анивского полуострова высотой 670 метров над уровнем моря.

-41

От этой позиции к берегу спускалась разбитая грунтовая дорога и каким-то образом эти РЛС очутились тут у воды.

-42

Судя по комментам военных в группе служивших в этой части в Одноклассниках, это останки трассовых обзорных радиолокаторов 1РЛ139 (П - 37).

-43

Если это они, то выглядели они вот так.

Фотография, выложенная Сергеем Истоминым в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Фотография, выложенная Сергеем Истоминым в группе служивших в этой части в Одноклассниках.

На этом фото они ещё находятся на горе.

Фотографии ещё действующей позиции ПВО на горе в разные годы, выложенные Сергеем Истоминым в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Фотографии ещё действующей позиции ПВО на горе в разные годы, выложенные Сергеем Истоминым в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
-46

Не так давно вытекшее из ржавой бочки масло... Ужас.

-47

Ну а мы движемся дальше. Идти ещё не мало.

-48
-49
-50

Очередной водопад на ручье Крузенштерна.

-51
-52

Останки ещё какого-то механизма на берегу.

-53

Далее путь усложняется и приходится идти по камням.

-54

И вот вдали показалась наша цель.

-55

Знаменитый атомный маяк "Анива".

-56

Чтобы полюбоваться на него поближе нужно обойти скалу по верху.

-57
-58

Вот этот красавец в окружении множества чаек.

-59

Маяк третьего класса "Анива" (Накасирэтоко) был построен в 1939 г. японцами по проекту инженера Синобу Миура у одноимённого труднодоступного мыса на скале Сивучья. Он строился в течении двух лет с 1937 г., а его стоимость обошлась японцам в 600000 йен.

-60

Маяк являлся самым сложным на всём острове и представлял из себя круглую девятиэтажную бетонную башню высотой 31 метр с небольшой боковой пристройкой в овальном основании, расположенной на девятиметровой скале, выступающей из воды и окружённой морскими течениями. В отличии от других японских маяков острова, здесь все жилые помещения располагались не в пристройке, а в самой башне.

В цокольном этаже были оборудованы дизельная и аккумуляторная. На первом этаже с пристройкой находились кухня и продовольственный склад. На втором этаже размещалась радиорубка, аппаратная и вахтенная. Третий, четвёртый и пятый этажи занимали жилые помещения на 12 человек. Добираться до маяка приходилось по воде, соответственно доставка персонала, завоз топлива и продуктов усложнялась.

По центру башни проходила труба с маятником, вращающим механизм в световой кабине, который заводили каждые три часа. Позже механизм вращения оснастили электромотором, питающимся от дизель-генераторной электростанции.

Световая кабина находилась на высоте 40 метров над уровнем моря, внутри которой была установлена линза диаметром 1 метр с длиной фокуса 500 мм, обеспечивавшая дальность действия луча в 28 километров.

-61

В 1990 г. для питания оптического устройства и механизма вращения на маяке установили радиоизотопный термоэлектрический генератор РИТЭГ, автоматизировав маяк. С тех пор он стал необитаем, а обслуживающий персонал переместился на берег и разместился на погранзаставе.

Но в 2006 г. маяк был признан устаревшим, РИТЭГ демонтировали и вывезли, а маяк забросили и с тех пор на нём бывают только туристы на катерах.

А так он выглядел на фото в конце 1960-х -начале 1970-х гг., выложенном на сайте pastvu.com пользователем Patriarche.
А так он выглядел на фото в конце 1960-х -начале 1970-х гг., выложенном на сайте pastvu.com пользователем Patriarche.
-63

Ну и ракурс с воды, снятый в другой год с лодки.

-64

Ну а нам пора возвращаться обратно, так что на этом всё.

-65

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.