Когда в России наступает очередной неожиданный кризис, я всегда удивляюсь. Просто не перестаю удивляться... Те люди, которые постоянно что- то постят в фейсбуке, на волне всех хайпов и инноваций.
Кто ничего не боится и покоряет вершины, летает только бизнес-классом и прочее... Так вот эти же самые люди, которые призывали других быть лучшей версией себя, ни в чем себе не отказывать, ведь мы этого всего достойны, начинают писать, как у них все плохо и что бизнес на грани развала... Я этому удивлялся до тех пор, пока не понял, что среди таких предпринимателей несколько категорий людей.
Во- первых, это классические нарциссы, которым необходимо постоянно быть на виду. Нужна драматургия, нужен масштаб.
Например, крах всего частного бизнеса в стране. Или тотальная безработица, или что еще похуже. Им жизненно необходим сам хайп, быть на волне. Если это волна чванливого самодовольства, то они тут. С модными курортами и одеждой из модных бутиков. У них бизнес прет в гору и его ничем не остановить.
Если же кризис, то модной становится тема, почему нас не поддерживает государство, ведь мы ему платим налоги и создаем рабочие места. К теме выплат налогов и созданию рабочих мест мы вернемся позже... А пока нем важно понять, чего нам хочется от предпринимательства и как избежать самых распространенных и очевидных ловушек.
Во-вторых, люди, которые пошли в бизнес, чтобы очень хорошо жить. А жить- то мы все любим очень хорошо. Только для хорошей жизни надо сначала выстроить компанию, вложить в нее колоссальное количество времени, сил и собственных средств. Не доесть и не допить, так сказать. И только потом, возможно, будет хорошая жизнь. Возможно будет хорошая жизнь при исполнении ряда условий и, надо заметить, большой доли везения. Фактор везения или случайности никак нельзя исключать. Подвернулась удачная сделка, удачно проскочил кризис и другое. Именно поэтому читать биографии известных бизнесменов и ходить к ним на лекции с целью повторить то же самое, не стоит. Просто не получится. Какие-то нелицеприятные факты замалчиваются, инсайдерская информация выдаются за предвидение.
Ко всему этому добавляется типичная ошибка выжившего. И вишенкой на торте выступает особенность нашего мозга интерпретировать произошедшие факты в удобную для него сторону. Если взять любого успешного бизнесмена, то на основе его жизненного и профессионального опыта, можно легко сделать заключение, почему он стал таким успешным. Однако, верным будет и противоположное утверждение. Это явление называется «эффектом ореола». Так что автобиографический пересказ любым успешным предпринимателем своего жизненного пути являет собой по большей части художественную историю, основанную на фактах, но во многом сочиненную. Никто не может определить, что влияет на успех того или иного предпринимателя. Поэтому, когда мы в своих объяснениях используем упрощение. Мы придумываем красивые истории успеха, подгоняя под них некоторые факты.