Найти в Дзене

Браузерные игры: стоит ли играть?

Оглавление

О существовании этих игр задумываются немногие – в основном офисные работники во время скучного рабочего дня. Остальные геймеры просто не интересуются этой темой – есть же игры на компьютере или хотя бы на телефоне, и они куда интереснее! Но браузерки все равно плодятся и размножаются. Так как продукта без потребителя быть не может, получается, что кому-то они все-таки нужны. Да, недостатки у них есть. Но и плюсы тоже быть должны, иначе в них бы не играли. Итак, в чем их плюсы и минусы?

Для начала условимся: говорить будем только о «больших» онлайн-песочницах. Аркады и прочие любительские поделки на одного, которые проходятся за полчаса, а также слитые в браузер игры с других платформ трогать не будем. Ну, вперед!

Минусы

Во-первых, чаще всего это жутко скучно. Почти все браузерки строятся по более-менее одинаковым принципам. Все стратегии – просто фермы в примерно разных сеттингах, и геймплей в них состоит из постройки и прокачки зданий да тренировки бойцов-юнитов. Ну, и драк с NPC и другими игроками. Только нормальные анимации этих драк есть далеко не в каждой игре – чаще всего это просто какая-то возня, показанная сверху. А то и вовсе отчет о битве без всякой анимации, как, например, в Grepolis или онлайн-версии Dune 2. За «Дюну» особенно обидно: графика и юниты переехали из компьютерного прототипа (как ни странно, не самой первой части, а Dune 2000) без особых изменений, но играется она далеко не так бодро. Анимации там вообще нет, не считая некоторого движения в паре зданий. Оригиналу живости придавали реплики солдат, которых мы могли передвигать. Ничего особенного, всего лишь «Готов, командир!» и так далее, но это как-то грело душу. А в онлайн-версии мы их видим только на картинках в меню тренировки, а их похождения показаны исключительно в виде отчетов. Грустно.

Вот так выглядит база Ордосов в браузерной "Дюне".  Здания достроить можно, а вот народу никого. В качестве утешения - есть еще одна браузерка на базе Sega-версии игры, где юнитами можно управлять вручную, а не через меню, как в оригинале. Но играть в нее можно только в кооперативе
Вот так выглядит база Ордосов в браузерной "Дюне". Здания достроить можно, а вот народу никого. В качестве утешения - есть еще одна браузерка на базе Sega-версии игры, где юнитами можно управлять вручную, а не через меню, как в оригинале. Но играть в нее можно только в кооперативе

Та же история и с РПГ: вот мы (воин/маг/еще кто-нибудь) садимся на маунта и скачем мочить очередную толпу не особо умных монстров. Замочили, забрали какой-нибудь артефакт – и вперед к новому мордобою. Ни отклониться от курса, ни нормально поговорить с NPC нельзя. Мир не просто не мотивируют исследовать – не дают. Впрочем, невелика потеря, они все равно под копирку. А ведь РПГ без интересного сеттинга хорошей быть не может! Но тут браузерки редко способны что-то предложить. А попытки соригинальничать вроде бешеных альпак из Dragon knight выглядят в лучшем случае смешно.

Другой страшный грех браузерок (и не только их – мобильные игры от этого страдают не меньше) – привычка водить игрока за руку. Построй то, прокачай это, победи вон тех злых воинов, забери вон тот артефакт! В принципе, эти рекомендации можно и не слушать, если не хочется, но без них по сюжету продвинуться сложно. А топтаться на одном уровне мало кому хочется. Апофеозом такого подхода можно назвать Rise of angels – в этой милейшей РПГ нам даже перемещаться самостоятельно не дадут. По сути игрок в ней нужен только для того, чтобы открыть сайт с игрой и собирать призы за каждую разгромленную толпу врагов. Конечно, иногда приятно, что все делают за тебя, но когда вместо игры подсовывают полуинтерактивнй мультик с демонстрацией игрового процесса, ощущения возникают не самые приятные.

Но за красивую картинку можно простить многое!
Но за красивую картинку можно простить многое!

Но главная их беда – откровенная бездушность. Нет ни мотивации исследовать мир (даже при наличии такой возможности), ни интересных сюжетных ходов, ни рас, ни приличных диалогов. А те находки, которые все же попадаются, поданы наравне со всем прочим. Режиссура, короче говоря, хромает, не может втянуть в игру искушенного и не слишком уставшего геймера.

Что же в итоге? Все браузерки – безликие поделки для офисного планктона? А вот и нет. Есть у них и плюсы о которых поговорим ниже.

Плюсы

Главный плюс браузерок там же, где и минус – в простоте. Разрабатывались они для определенной аудитории – людей, слишком уставших для более серьезных проектов. Именно поэтому рабочее время за ними убивать гораздо проще, чем за «Фоллаутами», например. А еще потому, что места на компьютере они не занимают – весь игровой процесс происходит на сайте, и можно не опасаться нагоняя за скачивание на рабочий компьютер не пойми чего. Только в парочке игр вроде «Звездных призраков» клиент предусмотрен, но его скачивание опционально – можно спокойно «катать» онлайн, и ничего кроме бонуса за скачивание вы не потеряете. Круто, да? Если после тяжелого дня поиграть хочется, но сил на любимую игру не хватает, почему бы не дать шанс играм попроще?

U.N.I.T online. Как-то знакомо выглядит, верно?
U.N.I.T online. Как-то знакомо выглядит, верно?

Кстати, о «Фоллаутах». Есть целая категория браузерок, честно старающихся воспроизвести атмосферу более популярных клиентских игрушек – чаще всего просто по стилю, но есть и проекты по лицензии, возвращающие нас в любимые вселенные. Например, Command&Conquer: Tiberium alliances прекрасно воспроизводит атмосферу оригинальной «тибериумной» серии (без кат-сцен, но все же). А «Меч и магия: герои онлайн» добавляет к стратегиям культовой серии Heroes of might and magic игру, сочетающую элементы стратегии и РПГ: наш герой выполняет квесты, а полученный за них лут вкладывает в развитие своего города. Получилось не очень круто – фракций всего две, да и прочего разнообразия поменьше, но все равно играется неплохо. Из менее официальных проектов можно назвать «Звездных призраков», при виде которых у фанатов «Космических рейнджеров» потекут слезы ностальгии, и U.N.I.T online, бережно воспроизводящую в постъядерно-российском сеттинге все, за что мы полюбили первую часть Fallout. Вообще-то игр на грани «Фола» в России хватает, и плюсы есть у многих, но самая аутентичная (хоть и не самая известная) именно эта.

Официальный факт: "Звездные призраки" изначально задумывались как браузерная версия "Космических рейнджеров", но с что-то не получилось с лицензией
Официальный факт: "Звездные призраки" изначально задумывались как браузерная версия "Космических рейнджеров", но с что-то не получилось с лицензией

Да и полностью самостоятельные удачные проекты есть. Дилогия Dragon knight при всех недостатках и глупостях вроде бешеных альпак может порадовать разнообразием артефактов, милой графикой и неплохой фэнтезийно-сказочной атмосферой. Неспешная ламповая стратегия Travian долго не даст оторваться от созерцания создаваемого вами города. Поклонникам греческой мифологии стоит обратить внимание на Grepolis – много ли игр, где можно найти покровителя из числа олимпийских богов? В общем, тут все уже зависит от конкретной игры и ее качества. Главное – не все, что браузерка, плохо. Очевидный вывод, не так ли? Но о браузерках пишут мало, а познакомиться с ними все равно стоит. Будем надеяться, эта статья изменит чье-нибудь пренебрежительное к ним отношение.

Бонус: во что поиграть?

«Звездная федерация». Вероятно, эту игру делали большие фанаты серии Master of Orion и – это уже очевидно - просто талантливые люди. Целых семь играбельных рас, куча возможностей апгрейда без навязчивых указаний, огромный дипломатический и экономический потенциал, приятный и понятный (хоть и слегка громоздкий) интерфейс, проработанный мир… Даже тот факт, что здания, которые нам предстоит строить, мы видим только на артах в меню, игру не портит. Если любите космические стратегии, пропускать эту игру нельзя.

Вот на это вы будете любоваться в течение всей игры. И застрянете там надолго!
Вот на это вы будете любоваться в течение всей игры. И застрянете там надолго!

Command&Conquer: Tiberium alliances. Продолжение классики жанра, культовой стратегической серии. Кроме того, что говорилось выше, многого не скажешь. Обычная браузерная стратегия: строим базу, обучаем войска, собираем тибериум, вступаем в альянсы, воюем с другими игроками. Но если слова «тибериум», «Братство NOD» и так далее для вас не пустой звук, вам точно понравится. Сила в Братстве!

«Звездные призраки». Эта РПГ, задуманная как продолжение «Космических рейнджеров», в плане динамичности даже обскакала оригинал. Тут некогда скучать: нужно выполнять квесты, расстреливать врагов, чтобы выбить из них лут, собирать ресурсы, продавать их, прокачиваться, покупать снаряжение… Каждую минуту с вами что-то происходит. Или не происходит, если вы этого не хотите. Полная свобода, громадный открытый мир и красиво нарисованный космос. Что еще нужно для отдыха?

Dragon knight. РПГ со сказочной атмосферой много, но эта, пожалуй, лучшая: и фейерверки от заклинаний красивые, и дизайн персонажей неплохой, и свобода действий какая-то присутствует. Бразуерный формат хорошей игре не помеха!

Battle pirates. И снова стратегия, но главное в ней – сеттинг. Пираты – нередкие гости в играх, но поместить их в сеттинг далекого будущего – идея действительно свежая.

Джеку Воробью такая база и не снилась
Джеку Воробью такая база и не снилась

А какие браузерки любите вы?