Мне никогда не нравилось, что мы с родителями жили на 8 этаже. Мне казалось неправильным жить так далеко от земли. Еще мне не нравилось, что в доме полно квартир, населенных незнакомыми людьми. Однажды поздним вечером, глядя на темные окна домов, со всех сторон окружающих двор, я осознала, что множество людей прямо сейчас спят в своих кроватях, этаж над этажом лежат неподвижные тела. Кошмар моего детства. Хуже только поезд, где спящие тела напиханы еще плотнее и несутся со страшной скоростью в темноте. Такое вот богатое воображение.
Еще в детстве я часто смотрела в окно. У меня никак не укладывалась в голове двоякость объектов: при взгляде сверху люди не были настоящими, просто кукольные фигурки. А стоило выйти во двор - и они становились обычными, как я. А вот когда я была в гостях у подруг, живущих на низких этажах, никакой проблемы не было. Люди оставались нормального размера.
Когда я смогла жить отдельно от родителей, я бессознательно выбирала низкие этажи, хотя картина спящих на этажах выше тел все равно давила. Стало намного легче, когда я наконец переехала жить в таунхаус. Это когда один длинный дом слеплен из нескольких частных домов. У каждого свой вход, свой задний двор, только общие стены слева и справа. Так вышло, что это случилось со мной в Нидерландах, да еще и в городе, построенном по концепции "город-сад". Здесь природа сосуществует с человеком, хотя и нет ощущения, что живешь в деревне.
Все это было неосознанно, пока я не прочла небольшую статью от архитектора о важности картины за окном.
Автор с грустью и неприязнью пишет о "многоэтажном цунами", охватившем города. Пространство перекраивают, заставляя быть максимально эффективным. И люди чувствуют это давление. Теснота порождает агрессию. Подавленная агрессия порождает депрессию. Годами живя в этом, не понимая, почему несчастны, люди лишь чувствуют потребность уехать. Автор полагает, что это последствия агрессивной визуальной среды.
Вот такая архитектурная психология.