Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«Возраст беспокойства» и скрытые символы cоблазна в мрачном кино

Нуар как порождение сомнений

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Большой ансамбль" (1955)
Кадр из фильма "Большой ансамбль" (1955)

Есть в культурологи понятие «возраст беспокойства», которое находит более-менее завершенное выражение именно в нуаровской кино-стилистике. Используя для анализа в качестве отправной точки допущение, что нуар - это весьма пессимистичное культурное явление, порожденное послевоенными сомнениями и социальным унынием, попробуем обнаружить в фильмах этого жанра взаимосвязь между сюжетами и реалиями жизни (в первую очередь связанными с историческими тенденциями).

Кадр из фильма "Сильная жара" (1953)
Кадр из фильма "Сильная жара" (1953)

Например, в нуаре можно обнаружить возвращение домой ветеранов войны и то, как они плохо адаптируются в гражданской жизни («Синий георгин», 1946). В итоге в рамках существовавших голливудских форм нуар представлен как взведение реальности, а вовсе не восприятие реальности. Это ещё раз подтверждает основные постулаты «теории темного зеркала», но в то же время допускает, что отношения нуара и социального контекста могут строиться на общем уровне, то есть фильм не есть точное отражение действительности, а лишь её конструирование.

Кадр из фильма "Сильная жара" (1953)
Кадр из фильма "Сильная жара" (1953)

Большинство исследователей нуара пугливо обходят стороной фигуру проповедника Нибура, который, тем не менее, отчасти определил суть нуара, ещё до его появления. В частности некоторые из проблем будущего этического и культурного кризиса были описаны в работе 1932 года «Моральный человек и безнравственное общество» - это не был сугубо религиозный текст, как и сам Нибур не был сугубо проповедником. У этих идей был светский брат – психологический мелиоризм, производная от весьма популярного в свое время в США метафизического течения, признающего реальность идеи прогресса как ведущей к совершенствованию мира.

Кадр из фильма "Голубая гардения"  (1953)
Кадр из фильма "Голубая гардения" (1953)

Согласно этой концепции, люди способны посредством вмешательства в процессы, ход которых иначе был бы естественным, достигать лучшего результата, чем эти процессы бы дали. Проще говоря: «Мы не должны ждать милостей от природы». Не удивительно, что этот комплекс позже был положен в основу биоэтики. Тут приходится погружаться с «сумеречную зону», образованную с одной стороны всевозможными сектами, с другой стороны поборниками психологических идей нео-фейдизма.

Кадр из фильма "Синий фонарь" (1950)
Кадр из фильма "Синий фонарь" (1950)

И те, и те пытались улучшить душу человека, дабы тот мог сформироваться и жить в «нормальном обществе», в котором общая любовь должна была взять верх над личными интересами. Тут можно увидеть канву тех нуаровских фильмов, в коих погружение в мир кошмаров и преступности, возвращение темного прошлого или отчаяние не приводят к роковому финалу. Вне всякого сомнения, нуар строится на темном фатализме таких фильмов как «Двойная страховка», в которых моральная составляющая включена исключительно механически, так как этого требовали устои Голливуда.

Кадр из фильма "Обвиняемая" (1949)
Кадр из фильма "Обвиняемая" (1949)

Однако есть в истории нуара ленты, базирующиеся на неподдельном стремлении к искуплению, что на уровне теологических терминов можно обозначить как «преодоление греховности», а на уровне социологических - «выход из изоляции и социальная реинтеграция».

Кадр из фильма "Обвиняемая" (1949)
Кадр из фильма "Обвиняемая" (1949)

В качестве примера подобного фильма можно привести ленту Уильяма Дитерле «Обвиняемая» (1949). Наряду с такими фильмами, как «Головокружение» (1945), «Одержимая» (1947), «Тёмное прошлое» (1948) и «Водоворот» (1949) фильм относится к субжанру «психиатрический нуар», в котором сюжет строится на личностях психиатров и психологов, а также вращается вокруг психологических проблем героев.

Кадр из фильма "Синий георгин" (1946)
Кадр из фильма "Синий георгин" (1946)

Многие отмечали, что «Обвиняемая» во многих моментах походит на знаменитый фильм Фрица Ланга «Женщина в окне» (1945), который стал не просто одним из самых успешных кино-нуаров, но и считается едва ли не символом этого жанра. Однако, если «Обвиняемая» относится к субжанру «психиатрического нуара», то «Женщина в окне» - к «мелодраме неудачника». Главную роль в ленте Ланга исполнил Эдвард Робинсон – его герой, профессор психологии Ричард Уэнли попадет под воздействие «роковой красотки». Фатальная женщина и профессор психологии – это настолько аллегорическая пара, что волей-неволей она просится быть подвергнутой психоанализу.

Кадр из фильма "Синий георгин" (1946)
Кадр из фильма "Синий георгин" (1946)

Фильм переполнен скрытыми и явными символами. Например, главный герой вначале видит свою соблазнительницу на картине, что не только напоминает сюжетный поворот из «Лоры», но и отсылает к многочисленным зеркалам в нуаровских лентах. Он бормочет: «Даже если бы дух соблазнения возник передо мной в виде той прельстительной женщины с портрета, я бы, наверняка, просто схватил пальто, что-нибудь пробормотал и дал дёру».

Кадр из фильма "Улица греха" (1945)
Кадр из фильма "Улица греха" (1945)

Однако при встрече с «оригиналом» у умудренного жизнью профессора не хватает сил скрыться - он вовлечен в смертельно опасную игру. Убийство, сокрытие тела, расследование – жизнь немолодого человека катится под откос. Это - типичный нуар, так как с самого начала знаешь, кто убийца – но открытым остается вопрос, удастся ли полиции его изобличить? Когда всё становится совсем плохо, то оказывается, что главному герою приснился сон, а сам он задремал в клубе, где обитали персонажи его «темной мечты».

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару