Несколько лет назад на просторах рунета возникло новое явление. Деревенские блогеры, вчерашние горожане, стали активно делиться своим опытом переезда в глубинку. Многим из них нет еще сорока лет. Что же их мотивирует на столь радикальное изменение образа жизни? Я решил провести скромное исследование, основанное на личном общении с блогерами, а также на той информации, которую они презентуют на своих YouTube каналах и в социальных сетях. Чтобы не задеть чьих-нибудь чувств, имена и названия населенных пунктов придется оставить за кадром.
Моей задачей было создание социального портрета типичного российского деревенского блогера. Критерием отбора был возраст до 40 лет и количество подписчиков на канале от 5 тыс. человек. В итоге выборка составила около двух десятков семей в основном из центральной части России. И здесь особенность первая – мне не удалось найти людей, которые решили переселиться в деревню в одиночку. У большинства есть дети, которые, за редким исключением, родились еще в городе.
Теперь о мотивах переезда. Как правило, в числе основных причин переезда называют свежий воздух, бегство от стресса и городской суеты, возможность производить экологически чистые продукты в личном хозяйстве. Есть и особая прослойка, которая руководствуется определенными, так скажем, философскими и романтическими соображениями. Например, хотят быть ближе к корням, вести жизнь, похожую на жизнь своих предков. Могут присутствовать религиозные убеждения, как на основе христианства и ислама, так и более экзотических учений.
Иногда эти убеждения вообще трудно отнести к какой-либо существующей религии. Ты видишь некую смесь идей, заимствованных из разных учений, выражаясь языком религиоведов – синкретизм. Некоторые пытаются возродить славянское язычество, о котором даже историки знают чуть больше, чем ничего. Но при этом большинство деревенских блогеров в странном поведении замечено не было.
Все участники данного анонимного исследования уже ведут подсобное хозяйство или высказывают намерение этим заняться. Целью называют обеспечение сельхоз продукцией своей семьи и продажу излишков. Большинство имеет страницы в соцсетях, где предлагают яйца, молоко, мясо и другие продукты из своего хозяйства. Но если кто-то из указанных блогеров изначально и планировал хорошо на такой продукции зарабатывать, то их расчет не оправдался.
Первая трудность – организация доставки, так как основные потребители «эко продукции» находятся в городе. И чем дальше блогерская деревня от крупного города, тем выше расходы на доставку. Личный транспорт имеется у всех описываемых семей, но нередко это повидавшие жизнь авто (есть даже экземпляры 1980-х годов выпуска). Любая поломка старой "лошадки" оборачивается значительными потерями как по финансам, так и по времени. А еще это риск потерять не привыкшего ждать покупателя.
Трудность вторая – высокая себестоимость продукции. Небольшим частным хозяйствам, которые заводят блогеры, сложно конкурировать с крупными сельхоз производителями. Благодаря автоматизации производства и отлаженной логистике крупные предприятия способны устанавливать более низкие цены на свою продукцию.
К трудностям стоит добавить и отсутствие у большинства блогеров опыта ведения сельского хозяйства, то есть зачастую они действуют методом проб и ошибок.
Вчерашние горожане по-разному приспосабливаются к деревенским условиям. Здесь мы подходим к щекотливому моменту, о котором не все спешат рассказывать. Больше половины из упоминаемых блогеров, хотя и называют себя деревенскими, на самом деле не порвали с городом. Кто-то продолжает ездить туда на работу. У кого-то в городе осталась собственность, которая сдается в аренду и приносит основной доход.
Так что о получении значительного дохода от хозяйства речь зачастую не идет. Заработки от рекламы на YouTube канале тоже в большинстве случаев скромны и нестабильны. Некоторые практикуют так называемые «шабашки», нерегулярные заработки в стиле «починить забор бабушке-соседке», и потом снимают видео на тему «как прожить на 3000 рублей в месяц».
Тем не менее, в наши дни деревня имеет больше возможностей привлечь горожан, чем каких-то десять лет назад. Теперь жизнь в сельской местности стала более комфортной для избалованных городских жителей. Уличные туалеты и печное отопление постепенно уходят в прошлое. В деревенский дом можно привнести все блага цивилизации – были бы деньги и желание. Во многих деревнях также доступен мобильный интернет и сотовая связь. Главное обеспечить себе регулярный доход и найти занятие по душе, например, стать деревенским блогером.