Наверняка, многие из нас бывали в таких музеях как: Лувр (Франция), Третьяковская галерея(Россия, Эрмитаж (Россия), музей Метрополитен (США), Галереи Ватикана (Италия) и т.д. А теперь вспомните в каком художественном музее Китая вам удалось побывать? Вообще входят ли музеи живописцев Китая в список обязательного посещения?
И кто из нас не знает, например, Репина или Рембрандта, Леонардо да Винчи или Микеланджело Меризи да Караваджо? А назовите-ка китайского живописца периода классицизма или эпохи Возрождения? Если вы не искусствовед или Востоковед-китаист, то вспомните ли вы хотя бы одного китайского художника? Скорее всего нет. Однако это не значит, что в Китае нет достойных талантов, которые заслужили бы славы и мировой известности. В нашей статье мы попробуем разобраться, почему же китайская живопись осталась в тени от мировой признательности и миллиардных аукционов. А также познакомим вас с некоторыми художниками Китая. Всех перечислить не представляется возможным, список слишком длинен. Но мы надеемся, что своей статьей привлечем ваше внимание к искусству Китая!
Итак, для начала выделим отличия европейской и китайской живописи, которые очевидны для нас, но, возможно, вам, уважаемый наш читатель, известны и другие:
- Основные европейские шедевры написаны маслом на холсте и помещены в монументальные тяжелые рамы. Китайские же картины пишут на тончайшей рисовой бумаге черной или цветной тушью, далее делают проклейку и традиционно оформляют в свиток. Такой вид живописи называется гохуа (国画, где го значит государство, хуа - картина).
Анализируя различия в используемых материалах, делаем выводы: у европейских художников есть возможность смешивать цвета, искать свою палитру, создавая формы, воздух, пространство. Маслом по холсту можно сотни раз править и переписывать до тех пор, пока не добьешься желаемого результата. Однако, при написании тушью по рисовой бумаге у художника есть только один «шанс» без права на дорисовку и исправления. Цветовая гамма туши очень ограничена, что не дает художнику особого разнообразия.
Можем ли мы сделать вывод, что китайская живопись примитивнее европейской только потому, что используется тушь, а не масло; и рисовая бумага, а не холст? Конечно же нет! Все дело в содержании, китайский художник, он как философ, порой используя только черную тушь, создает смысл. А теперь представьте сколько приходится тренировать разум и руку, чтоб написать картину одним движением руки, не подправляя и не дописывая ее? Перед тем как сесть за картину китайские художники прежде всего настраивали свое тело и дух через практики цигун и медитацию.
- Сюжеты у европейских художников крайне разнообразны: это и сцены из Библии, и многоликие портреты, и архитектура, и пейзажи. А что же в основном мы видим в живописи гохуа? Чаще всего это: веточка жасмина, рыбка, бамбук, часть какого-то пейзажа. Крайне редко можно увидеть полноценный портрет в работах китайских мастеров. Все потому, что в древних философиях Китая (конфуцианство, даосизм, буддизм) человек мелок и ничтожен; Природа вокруг нас - это то, чему стоит уделить внимание и посвятить искусство, но не человеку.
- На европейских работах нет текста, кроме автографа мастера. Китайские же картины зачастую гармонично сочетают изображение с цитатами мудрецов. Поэтому и каллиграфия заняла свое особое место в искусстве. Иероглиф стал не просто средством передачи информации, но и частью живописи. Таким образом, читая картину гохуа, мы как будто прочитываем мудрость Древнего Китая. И кстати, в каждом элементе картины есть свой скрытый смысл, например, рыба – долголетие и благосостояние, гранат – семейное счастье и много детей, цветок пиона – это удача и т.д.
Давайте выясним почему же китайская живопись не приобрела мировой известности. Прежде всего, конечно территориальная отдаленность Китая от Старого света, долгие столетия Китай был закрытой таинственной страной для европейцев. Когда в Европе формировался классицизм и создавались шедевры эпохи Возрождения, Китай был не известен, как и не известна была нам и его живопись, как и все остальное развивалась самобытно, без внешнего влияния. Другой причиной, по нашему мнению (которое мы никому не навязываем), является неброскость, можно сказать неяркость, и непомпезность китайских картин. Они тихие, спокойные. Чтобы насладиться китайской живописью ее нужно уметь читать, и только после прочтения вам откроется философия и смысл. И конечно только зная технику написания гохуа (а лучше попробовав ее) начинаешь понимать и ценить колоссальный труд, талант и мастерство китайских художников.
Надеемся, в нашей статье мы пробудили в вас интерес уделить время и открыть для себя китайскую живопись. А мы в свою очередь дадим небольшой список художников, с которых можно начать свое знакомство:
- Гу Кайчжи 顾恺之 (344 – 406гг) – один из самых выдающихся художников эпохи Шести династий. Две его известные картины «Фея реки Ло» и «Прославленные женщины древности».
- Чжан Цзыцянь 展子虔 (эпоха Суй)
- Ли Сысюнь李思训
- У Даоцзы吴道子
- Фань Куань范宽 и его работы «Горы, покрытые снегом» и «Путешествующие вдоль горного потока» сохранились до наших дней.
- В эпоху династии Юань можно выделить художников Ван Мэна 王蒙, Хуан Гунвана 黄公望 и Ни Цзана 倪瓒.
- Из художников 19-20 века следует особо выделить Ци Байши (齐白石). Одна из самых известных его картин -"Креветки" , а также художника Сюй Бэйхуна 徐悲鸿. Сюй Бэйхун творил по приципам Гу Кайчжи, поэтому люди считают, что лошади на его картине "奔马" выглядят более реалистично, чем настоящие лошади.
Ждем Вас на наших занятиях по каллиграфии =)