Найти тему
Сама невинность

C Общероссийским днем библиотек!

Празднику всего четверть века. Наша библиотека значительно старше. Недавно мы отпраздновали столетие. А если оценивать возраст многих «жителей» ГПНТБ СО РАН - нашей книжной «страны» - мы совсем древние. Из 10 млн единиц хранения 50 тыс. – фонды отдела редких книг и рукописей. Отдельным патриархам больше 500 лет. Чего стоит Друцкое Евангелие 14 века!

В отделе редких книг и рукописей у нас стоит бюст первопечатника Ивана Федорова. Он в буквальном смысле приложил руку к нашим ценным экспонатам. Первопечатные и рукописные памятники востребованы по-прежнему – учеными нашего отдела. А гости библиотеки, наши любимые читатели, приходят за самыми разными крупицами знания. Часто приходят. Скажем, в 2019ом книговыдач было больше, чем в любой другой год этой пятилетки.

На четвертом этаже ГПНТБ СО РАН - постоянно действующая выставка портретов президентов Российской академии наук, на которой представлены полотна заслуженного художника Украины Германа Моисеевича Гольдта.

Давайте развенчаем еще один миф, касающийся исключительно научно-технической направленности библиотеки. Предположение такое логично вытекает из расшифровки нашей сложной аббревиатуры - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии Наук. Сочетание научно-техническая и СО РАН усиливает восприятие академичности и заоблачной научности нашего фонда. Но рейтинг востребованных рубрик легко оспаривает этот тезис. Да и научные интересы – очень разные – руководителей академии лишний раз подтверждают тезис, что мир велик в своей необъятности.

На первом этаже - два настенных мозаичных панно с изображениями ученых Нового времени, века Просвещения и Золотого века русской культуры: Федорова, Ломоносова, Беринга, Потанина, Ковалевской, Менделеева, Ползунова. Кстати, именно Ломоносов открыл секрет изготовления смальты и изготовил 40 первых мозаичных «полотен». Так и у нас – востребованы все области знания. В пятерке лидеров по книговыдаче только гуманитарные науки. Первой, как ни странно, идет история. Следом - литература и экономика. С минимальным отставанием – юриспруденция. Потом медицина. В каждом из этих разделов за год было запрошено от 13 до 20 тысяч книг. Многие из них брали по нескольку раз. Шестую строчку рейтинга занимает художественная литература. И востребованность художки растет быстрее всех остальных разделов.

Спрос на точные науки уступает еще социологии, биологии и даже религии. Математика закрепилась на восемнадцатой строчке. Еще ниже идут машиностроение и физика. Химия отстает значительно. Электроника и радиотехника фактически замыкают список. Вопрос «зачем» сейчас стоит острее, чем «как». А мы – нашим фондом – готовы ответить на оба.

В библиотеке, имеющей статус депозитария, хватает и исторических склепов, в которых хранятся понятийные вехи самых цитируемых авторов человечества. В обменно-резервном фонде, скажем, постоянно прицениваются к прижизненному изданию Владимира Ильича.

Но мы начинаем возвращаться к обычной жизни. То, что мы «приоткрываем» наши двери для читателей после двухмесячного карантина именно в Общероссийский день библиотек, кажется мне символическим. Уже сейчас понятно, что дистант не отменит личное общение, штудирование бумажных изданий и тактильные удовольствия от чтения. Мы рассчитываем, что книжная река скоро вернется в прежнее русло. Десятки тысяч гостей в месяц снова будут приходить в наши читальные залы и на массовые мероприятия. Как гласит индейская мудрость, знание спрятано в каждой вещи - когда-то весь мир был библиотекой. Мир – был библиотекой, а мы – остаемся.

С праздником возвращения к истокам! С нашим профессиональным днем.