Вопрос о том, насколько достоверной является отчетность советских истребительных частей периода Второй мировой войны, является далеко не праздным. Не подлежит сомнению, что на завышение официально зафиксированных результатов по сравнению с реально имевшими место достижениями здесь влиял не только чисто "технический" оверклейм (то есть непреднамеренный и вызванный исключительно объективными факторами), но и случаи намеренного подлога и очковтирательства. Яркий пример последнего демонстрирует эпизод с воздушным боем 13 апреля 1943 года, в котором летчики 29-го Гв ИАП бросили прикрываемых бомбардировщиков (что привело в итоге к разгрому эскадрильи Ивана Кованева), и не только не получили взысканий, но и были поощрены на основании заведомо ложных рапортов о не имевшем места в действительности сражении с противником и якобы одержанных в нем победах:
https://zen.yandex.ru/media/id/5df73ff23d008800af42200f/asy-v-boiu-robert-vaiss-protiv-ivana-kovaneva-5eb4dc799ad7a1537819d3ba
Еще один эпизод, не оставляющий места для двойного толкования, обнаруживается в отчетных документах 267-го истребительного авиаполка, входившего в состав 236-й истребительной авиадивизии. Речь идет о "Выписке из боевого журнала 267-го ИАП о боевой работе летного состава и сбитых самолетов", которая была составлена 5 октября 1943 года командиром полка подполковником Иваном Аритовым и начальником штаба полка майором Владимиром Вольским, после чего отправлена на имя командира 236-й истребительной авиадивизии полковника Василия Кудряшова.
Эта выписка охватывает период с 21 августа по 6 сентября 1943 года, и в общем перечне заявленных побед выделяются пять, одержанных летчиками 2-й эскадрильи в воздушном бою 22 августа в районе села Куйбышево (Ростовская область). В документе значится, что в ходе вылета на сопровождение штурмовиков Ил-2 имела место встреча с противником, в результате которой старшим лейтенантом Виктором Корневым, младшим лейтенантом Михаилом Ишоевым, младшим лейтенантом Иваном Корзуном и младшим лейтенантом Иваном Зайцевым было сбито пять вражеских "Мессершмиттов" Bf-109, причем Иван Корзун претендовал сразу на две победы. Все пять заявок, согласно "Выписке...", получили подтверждение от артиллеристов 1054-го артиллерийского полка, якобы наблюдавших бой с земли.
Однако же обращают на себя внимание отметки, сделанные от руки на правых полях страниц документа, очевидно, одним из работников штаба дивизии. Первая, поставленная напротив строки с заявкой Виктора Корнева, гласит:
"Приказом не проведен. Подтверждение подделано, отослано обратно в полк."
Напротив идущих ниже строк с заявками прочих летчиков, участвовавших в том же вылете, написано следующее:
"Приказом не проведено, основание то же."
То есть здесь налицо сознательная попытка ложного информирования командира дивизии относительно успехов авиаторов 267-го ИАП и подделка отчетных документов. То, что за это никто не понес никакого существенного наказания, не должно сильно удивлять - в "раскрутке" подобного дела никакого интереса у командования дивизии не было. Интересно другое: несмотря на то, что заявки по бою 22 августа 1943 года были отклонены, а подтверждения на них признаны подлогом, боевые счета троих из четверых претендентов (за исключением младшего лейтенанта Зайцева) все же вполне официально пополнились соответствующими "победами". И разумеется, фиктивные "успехи" были приняты во внимание при представлении перечисленных летчиков к очередным наградам. Причем если Виктор Корнев и Михаил Ишоев успели получить свои ордена до того, как выявилась история с подлогом, то приказ о награждении Ивана Корзуна орденом Отечественной войны II степени (в тексте которого упоминаются два самолета, якобы сбитых 22.08.43) вышел уже гораздо позднее и был подписан командиром 267-го ИАП подполковником Иваном Аритовым 25 января 1944 года.
Michael Traurig