Привет, Друзья!
Давайте посвятим цикл записей испанскому и испаноязычному страшному кино.
И начнём мы с совершенно свежего испанского фильма "Заклятье. Дом 32". Пусть вас не путает слово "заклятье" в названии. К Вселенной "Заклятия" эта картина не имеет никакого отношения. Просто Вселенная "Заклятия" очень популярна и любима, грех было не использовать. К тому же, обратите внимание, прокатчики в названии поставили "заклятье" с мягким знаком. Возможно, чтобы не было проблем с прокатчиками "Заклятия" или чтобы дистанцироваться. Впрочем, нам незачем размышлять над особенностями отечественного перевода названий. Тем более, что я могу понять прокатчиков (удивительная фраза от меня), и я сейчас объясню почему. В оригинале кино называется "Malasaña 32". Маласанья — район в центре Мадрида, район где живут "продвинутые" мадридцы, живёт богема, это район красивой архитектуры начала 20 века и не только. Район назван в честь Мануэлы Маласаньи — одной из жертв восстания 2 мая 1808 года против оккупации Мадрида наполеоновскими войсками. Молодая девчонка, погибшая в 17 лет, стала народной героиней. Нам это название вряд ли много скажет, и поэтому в русском прокате фильм с названием "Маласанья 32" вызовет только недоумение, но никак не интерес.
И вот тут я хочу официально обратиться к прокатчикам, или к людям, которые с ними связаны: если перед фильмом вы покажете буквально минутный ролик про Мануэлу Маласанью, расскажете, кто это — вы станете Людьми с большой буквы. Образовательную функцию кино никто не отменял.
Согласитесь, довольно странно будет выглядеть, если, например, наш режиссёр снимет фильм, например, "Пестеля 32", а его испанские прокатчики переведут как "Заклятье. Дом 32".
Испанцы подобное не забывают, и именем Мануэлы назван квартал и улица (ведь Маласанья 32 — это адрес):
Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть с большой осторожностью.
На постере написано наверху написано "Вienvenidos a su casa" — "добро пожаловать в ваш дом". Или "их" дом. Я не силён в испанском, а с притяжательными местоимениями там есть нюансы, важен контекст.
Итак, про что фильм... Описание самых первых кадров мы опустим, это малозначительная интрига. 1976 год, семья фермеров-работяг переезжает в Мадрид, продав свою ферму. Друзья, запомните, дело происходит в 1976 году. Вскоре вы поймёте, почему я акцентирую на этом внимание, а сейчас просто запишите эту дату в блокнот или запомните.
Давайте знакомиться с семьёй, семья-то большая, испанская: папа Маноло, мама Кандела (сестра умершей бывшей жены Маноло, если я ничего не путаю), старший сын Пепе, дочка Ампаро, младший сын Рафаэль (родные чаще всего зовут его Рафа или Рафи), не вполне здоровый дедушка (извините, я забыл как его зовут, его редко называют по имени, кажется Фермин).
Маноло работает с грузовиками, Кандела устроилась в торговую галерею, Ампаро мечтает стать стюардессой "Иберии", Пепе очень переживает, что не может найти работу — он интроверт и очень скромный и стеснительный перень. Рафа — милый пацан-школьник. А дедушка — это дедушка, отец Канделы, у него проблемы с памятью, и его воспринимают не очень серьезно. Одна из интересных деталей: Рафаэль — единственный ребёнок Маноло и Канделы. Пепе и Ампаро — дети Маноло от предыдущего брака. Это тоже важно понимать, когда вы будете смотреть фильм.
Семья приезжает в прекрасную мадридскую квартиру, но скоро они начинают понимать, что квартира-то с "секретом". В квартире есть что-то страшное или кто-то страшный, что-то необъяснимое, какой-то неспокойный дух, принимающий иногда жуткое обличье длинноволосой белобрысой неопрятной ведьмы с длинными кривыми когтями (ногтями это не назовёшь, поверьте).
Самый лакомый кусочек для духа — Рафаэль, это опора семьи, тот, кто всех связывает и склеивает, заставляет их чувствовать себя семьёй. За Рафаэля стоит сразиться даже с чем-то ужасным.
Вот тут начинается самое интересное. Чем отличаются фильмы про заклятия и проклятия? Тем, что в какой-то момент эти фильмы превращаются в мистический детектив: у каждого проклятия есть причина, дух мается на земле не по своей воле, есть, как сказали бы психологи, незакрытый гештальт.
А вот теперь давайте вспомним дату, на которую я просил обратить внимание. События происходят в 1976 году. Испанцы хорошо помнят свою историю (а ведь даже действие происходит на улице, названной в честь жертвы наполеоновского террора). Почему 1976 год? Друзья, диктатор Франсиско Франко умер в 1975 году. Страна вздохнула чуточку свободнее и начала приходить в себя после почти сорокалетнего правления жёсткого каудильо.
Почему я заговорил про Франко? А вот не буду рассказывать, посмотрите кино сами и подумайте, как относились к таким людям, как бывший жилец квартиры во времена каудильо, как ему было тяжело и в детстве, и в зрелом возрасте. Если у вас нет сил посмотреть фильм — пишите мне в комментарии, и я расскажу свою версию.
Спойлер (зажмурьтесь): кино гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Возможно даже еще глубже, чем я думаю, ведь я смотрел в переводе, а не в оригинале. И поднимает много вопросов. Например такой: как при диктатуре чувствуют себя люди, считающие себя другими.
Интересные факты (для смотревших; возможны спойлеры):
- Премьера фильма в России должна была состояться 9-го апреля, но из-за пандемии премьера в кинотеатрах будет только в сентябре. Мне повезло посмотреть его раньше, но обязательно схожу в кинотеатр в сентябре
- Существует большое количество гомофобных отзывов на фильм. К сожалению, в основном, русскоязычных. Боюсь, люди просто не поняли, про что этот фильм.
- Почти всех интересует, от кого беременна Ампаро. У меня нет ответа на этот вопрос. Наверно, надо пересмотреть фильм.
Бонус для дочитавших! Интересный факт: дома №32 по улице Мануэлы Маласаньи не существует. Последний дом по этой улице — номер 30.
Итак, стакан темпранильо, паэлья, тишина вокруг и фильм "Заклятье. Дом 32". Наслаждайтесь!
Режиссёр: Альберт Пинто
Название фильма: "Заклятье. Дом 32" ("Malasaña 32"), 104 минуты, Испания, 2020 год
Жанр: Триллер, Драма, Ужасы