У Курниавана существует гротескная вселенная, нарисованная крупными, иногда уродливыми мазками, и в эту вселенную попадают дорогой из лепестков роз и битого стекла. Здесь в бессильном отчаянии влюблённая девушка бросается с горы и взлетает в небеса, а рядом духи коммунистов застревают в горле у детей. Неупокоенные призраки воют на кладбище, пока самая красивая принцесса в мире выходит замуж за пса. Кровосмешение и кровопролитие, попранная нежность и проклятая любовь, немного кармина и насыщенных восточных красителей, гнилое мясо, укрытое шёлком, ванны с розовым маслом и пороги публичных домов, потоптанные грязными сапогами солдат.
⠀
Индонезия. XX век. Загадочная, сотрясаемая политической лихорадкой Халимунда, где уже читают газеты и носят джинсовые ткани, но всё ещё верят в духов и родовые проклятия. На местном кладбище воскресает давно похороненная Деви Аю - самая уважаемая проститутка в городе. Она направляется к себе домой, чтобы посмотреть, как управляются с хозяйством её немая служанка и уродливая дочь по имени Красота. Она идёт по улицам, где правят бунтарские настроения, где любая магия считается обязательным элементом интерьера, а в задыхающихся от жары и влаги лесах воют красные волки.
⠀
Эка Курниаван - первый индонезиец Букеровской премии, философ по образованию, самокоронованный сюрреалист, обладатель премии Кавли и Всемирной премии читателей. Сам автор утверждает, что его opus magnum не имеет цели описывать историю Индонезии - от колониальных времён до соревнования захватчиков за право владеть землями, полными волшебства и нищеты. Но роман извергает из себя такое количество рефлексии на боль и поиски самобытности среди народа, потерявшегося в череде бесконечных потрясений, что верить Курниавану не приходится.
Всё, что обманчиво кажется лёгким в "Красоте", тут же стирается буднями одного из самых страшных лагерей Халимунды. Всё, что затрагивает семью самой почитаемой проститутки города, Деви Аю не зря отличается буйством красок - её дочери связываются с коммунистами партизанами и бандитами их ждут небывалая удача и моментный упадок, а палитры жизни балансируют от абсолютно чистоты до абсолютно грязи.
Самый отъявленный бандит боится прикоснуться к свое юной жене без должного уважения и добивается для неё обучения в школе. Самый патриотичный партизан насилует насилует и унижает женщину которую без преуменьшения считает единственным чистым и платоническим желанием всей жизни. Вот те контрасты, которыми изящно играет книга.
Курниаван написал притчу, тысяча вторую сказку для тысяча второй ночи когда ты наконец повзрослеешь и решишь отделять зёрна от плевел. Его сюжетных линий больше, чем змей в волосах у Медузы Горгоны. Некоторые из них чудовищно неудачны, как, например мотив финального твиста другие - задевают саму душу. Из мучительной тошноты в трепетные поцелуи под цветущим миндалём. не забывая главную истину колеса Сансары. КРАСОТА - ЭТО ГОРЕ.