Найти тему
В голове художника

Восприятие изображения мозгом

Речь в этой статье пойдет о восприятии изображения мозгом.

«Все мы видим мир по-своему» - эта фраза почему-то у большинства людей в моей практике вызывает смех, кто-то даже говорит, что не верит в «мистику». Но причем тут «мистика» и научно-обоснованные факты на уровне школьной биологии и физики?

Иногда при большом потоке людей тяжело разъяснять одно и то же, да и часто человеку с первого раза тяжело осознать все то, что я пытаюсь ему донести в двух-трех предложениях. Поэтому решила обозначить все важные нюансы в процессе восприятия изображения человеком в этой статье более подробно, отобрав информацию из книг.

Следующее изображение демонстрирует строение глаза. Предлагаю ознакомиться прежде, чем читать дальше.

Рис. 1. Изображение взято с просторов Яндекса
Рис. 1. Изображение взято с просторов Яндекса

В передней части глаза расположена роговица. Солнечные лучи отражаются от предмета под определенным углом и попадают на нее. Эта эластичная структура защищает глаз от травм и свободно пропускает свет. От параметров угла отражения зависит то, в каком цвете и ракурсе мы увидим предмет. Соответственно, у двух людей, стоящих по разные углы от одного и того же предмета, уже на этом этапе возникают искажения изображения.

Вроде бы – разные ракурсы - это кажется банальным, но тем не менее, когда речь идет о портрете, часто люди думают, что если они встанут справа от художника, то художник должен увидеть натуру в таком же ракурсе, нежели этот самый человек, стоящий от натуры и художника справа.

Далее свет проходит сквозь хрусталик. С точки зрения физики, хрусталик - это двояковыпуклая собирающая линза, которая может в зависимости от окружающей среды и внешних воздействующих факторов менять свою форму и, соответственно, фокус (основной параметр оптической линзы). Это необходимо для того, чтобы глаз мог разглядеть не только близкие элементы в нашем поле зрения, но и предметы, которые расположены несколько дальше. Луч, прошедший через хрусталик, фокусируется на сетчатке, чувствительном нервном органе глаза.

Если знать принцип действия собирающей линзы (см. рис. 2), то можно понять, что отражение от предмета, которое формируется на этой самой сетчатке, получается верх ногами. Его еще надо за тысячные доли секунды преобразить в правильное, не перевернутое, точное отражение первоначального зрительного образа. Этим и занимается наш мозг. Только представьте, что если бы это отражение он бы не обрабатывал, то мы видели бы мир верх ногами!

Рис. 2. Изображения, даваемые собирающей линзой.  (Изображение взято с просторов Яндекса)
Рис. 2. Изображения, даваемые собирающей линзой. (Изображение взято с просторов Яндекса)

Итак, вернемся к тому моменту, когда свет проник в глаза. Далее он отражается от склеры, попадает на фоторецепторные клетки сетчатки.

Рис. 3. Изображение взято с просторов Яндекса
Рис. 3. Изображение взято с просторов Яндекса

Фоторецепторные клетки бывают двух видов: палочки и колбочки. Палочки принимают участие в основном в ночном  и периферийном зрении. Они чувствительны в изумрудно-зеленой части спектра. В остальных частях спектра чувствительны колбочки разных видов.

Таким образом, палочки и колбочки работают, как точки на телеэкране, ломая и снова объединяя образы, полученные глазом из окружающей среды. Однако палочек и колбочек, в отличии от пикселей экрана, в сетчатке миллионы. За счет этого глаз человека способен уловить гораздо больше мельчайших оттенков, чем фотоаппарат. Можно догадаться, что количество палочек и колбочек даже у здоровых людей может немного отличаться, особенно, у мужчин и женщин. Потому многие люди могут по-разному воспринимать цвета.

Далее сетчатка с помощью фоторецепторов формирует электрический импульс, который через зрительный нерв поступает в наш мозг. В зависимости от физиологических особенностей строения организма человека, а во многом от того, насколько человек здоров, электрические импульсы могут работать по-разному. И тут, на этом этапе, соответственно, тоже могут возникнуть искажения, но уже другого характера.

Далее информация передается в зрительный нерв и расходится по двум дополняющим друг друга путям.

Зрительная информация, которая идет «нижней» дорогой, это информация, необходимая для физического обеспечения работы глаз: сокращения и расширения зрачка, расширения или сокращения хрусталика. Глаз посылает эту информацию в спинной мозг и стволовую часть головного мозга; она стимулирует моторные ядра, регулирующие те реакции организма, которые способствуют нормальной работе органов зрения.

Зрительная информация, которая идет «верхней» дорогой, - это информация о реальном изображении, на которое смотрит глаз. По зрительному нерву, и потом далее, по двум зрительным трактам, она попадает в мозг. Информация и правого и левого глаза группируется в два набора сигналов, которые распределяются на два отдельных поля зрения – правое и левое. Информация, закодированная в правом поле зрения, затем поступает в левую половину мозга, а информация, закодированная в левом поле зрения, идет на правую сторону. В ходе этого процесса перевернутый зеркальный образ, который образовался на сетчатке, снова становится «на ноги» и перестает быть зеркальным.

Каждое поле зрения обслуживают оба глаза. Таким образом, информация из обоих глаз соединяется. Однако часть информации, поступающей в мозг, представляет собой данные из каждого глаза, а не каждого поля зрения. Это важно для восприятия перспективы.

Рис. 4. Изображение взято с сайта https://www.essilor.ru/learn-about-vision/all-about-your-eyes/how-the-eye-works
Рис. 4. Изображение взято с сайта https://www.essilor.ru/learn-about-vision/all-about-your-eyes/how-the-eye-works

Восприятие перспективы разделяется на ближнее (на расстоянии менее 30 метров) и дальнее (более 30 метров). Для ближнего восприятия перспективы необходимо оба глаза. Глаза расположены на расстоянии чуть более 5 см друг от друга, и в силу этого смотрят на предмет немного по-разному.

Восприятие перспективы на дальнем расстоянии не требует участия двух глаз. Если предмет находится на расстоянии более 30 м, то оба глаза, в сущности, смотрят прямо перед собой, и разница в расстоянии от каждого глаза до объекта становится практически ничтожной. В таком случае мозг полагается на монокулярные сигналы перспективы (такие, как предварительное знакомство с размерами объекта, распределением теней или освещением), чтобы судить о перспективе и контурах изображения.

Еще большие искажения могут произойти в процессе реорганизации зрительного образа в самой зрительной коре. Зрительная информация еще до переработки проходит через многие другие синаптические остановки. По пути последовательно собирается окончательное изображение мира. В ассоциативной коре все собранные видеосигналы смешиваются с «музыкальном сопровождением», которое приходит от ушей, с вибрационной информацией от кожи и т. Д. То есть, проще говоря, сигнал, который идет к «финишу», по пути сопоставляется с информацией, заложенной в нас с рождения – и не только с визуальной. Все играет огромную роль в восприятие изображения – культура, жизненный опыт, знания. В конечном счете в мозгу создается что-то вроде режиссерской монтажной версии картины.

Чтобы было понятно: мы смотрим на стол, и понимаем, что это стол, потому что информация о том, что «четыре ножки и фанера представляют собой стол» была заложена с младенческого возраста.

Другой пример, один человек смотрит в небо и видит – небо голубое. Иной человек замечает в небе помимо голубого еще несколько оттенков. А художник, который привык наблюдать, сможет увидеть миллионы оттенков. Кстати, часто бывает, что тот первый человек, который видит только голубой оттенок в небе, смеется над художником. И в этом нет ничего странного. Этот самый человек может быть великим математиком, его вовсе не интересуют цвета, это не связано с его профессией.

Но все же, если он заказывает картину, то должен понимать, что в этом деле – главный художник, он изучал основы живописи, академического рисунка, историю искусств. Вкус художника основан не только на фотографиях с Instagram и VK. Клиент должен доверять художнику, которому делает заказ. Чтобы найти художника близкого по видению мира и делается портфолио.