Нейробиолог Анри Лабори и психологический аспект в фильме «Мой американский дядюшка»
Как вы уже знаете, на прошлой неделе фильму «Мой американский дядюшка» исполнилось 40 лет. Продолжаем разбираться в этом удивительном фильме с Николь Гарсия, Роже Пьером и Жераром Депардье в главных ролях.
Часть вторая. Этология – наука о поведении животных, в том числе людей
Одна из главных заслуг Алена Рене перед историей – это синтез искусств и поиск параллелей между совершенно разными областями знания (чем занимаемся и мы в Киноа в том числе). Такое может позволить себе только человек неравнодушный, любопытный, эрудированный – в общем, не зануда.
Его ранние короткометражки исследуют живопись и скульптуру, сюрреализм и абстракцию, городские сады и художественные мастерские. Комедия «Я хочу домой» (1989) погружает зрителя в мир культуры комиксов, комедия «Курить / Не курить» (1993) – в мир театра, мюзикл «Известные старые песни» (1993) – в мир эстрады.
«Мой американский дядюшка», вслед за его ранним коротким (производственным) фильмом «Песнь о стироле» (1958) , продолжает интерес режиссера к науке – только от созерцания разноцветных форм из пластика Рене переходит к наблюдению за поведением человека.
А в этом ему помогает друг и большой ученый Анри Лабори, хирург, философ, нейробиолог, синтезировавший первый в мире нейролептик хлорпромазин.
Кинокритик Джонатан Розенбаум подчеркивает, что работу Лабори оценили по обе стороны Стены, причем в самый разгар Холодной войны: ученому вручили медицинскую Премию Ласкера («вторая Нобелевская для США») и Премию им. Вишневского (АН СССР).
Многие подчеркивают, что Лабори должен был получить и саму Нобелевку, но из-за интриг в научной среде не получил.
Однако не все критики восприняли такой «синтез наук и искусств» адекватно. Когда Лабори в фильме комментировал опыты над крысами, анализируя тем самым и поведение героев, не все считали метафору:
В первых же газетных рецензиях на «Моего американского дядюшку», очень жестких, особенно муссировалась мысль о том, что в моем фильме «люди -- это крысы». Такая интерпретация преобладала и в статьях, опубликованных позже в еженедельной и ежемесячной прессе. Это было смешно, так как главная, на мой взгляд, фраза в «Моем американском дядюшке» (я все еще слышу интонацию Анри Лабори): «Но человек не крыса!»
Я думал, что ирония, заключенная в фильме, свидетельствовала как раз о том, что за полтора часа невозможно решить экзистенциальные проблемы. За этим надо обращаться к серьезным книгам, а не к нам.
Из интервью Алена Рене 1997 г.
Продолжение следует... Дальше – интереснее: скоро поговорим о дизайне и источниках вдохновения в фильме «Мой американский дядюшка». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить 😉
Материал полностью: часть 1 // часть 2 // часть 3 // часть 4 // часть 5
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡