Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Психологический аспект в фильме «Мой американский дядюшка»

Нейробиолог Анри Лабори и психологический аспект в фильме «Мой американский дядюшка»

Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

Как вы уже знаете, на прошлой неделе фильму «Мой американский дядюшка» исполнилось 40 лет. Продолжаем разбираться в этом удивительном фильме с Николь Гарсия, Роже Пьером и Жераром Депардье в главных ролях.

Ален Рене, Николь Гарсия и Роже Пьер на премьере фильма «Мой американский дядюшка» в Каннах
Ален Рене, Николь Гарсия и Роже Пьер на премьере фильма «Мой американский дядюшка» в Каннах

Часть вторая. Этология – наука о поведении животных, в том числе людей

Одна из главных заслуг Алена Рене перед историей – это синтез искусств и поиск параллелей между совершенно разными областями знания (чем занимаемся и мы в Киноа в том числе). Такое может позволить себе только человек неравнодушный, любопытный, эрудированный – в общем, не зануда.

Ален Рене и Николь Гарсия на съемках фильма «Мой американский дядюшка»
Ален Рене и Николь Гарсия на съемках фильма «Мой американский дядюшка»

Его ранние короткометражки исследуют живопись и скульптуру, сюрреализм и абстракцию, городские сады и художественные мастерские. Комедия «Я хочу домой» (1989) погружает зрителя в мир культуры комиксов, комедия «Курить / Не курить» (1993) – в мир театра, мюзикл «Известные старые песни» (1993) – в мир эстрады.

«Мой американский дядюшка», вслед за его ранним коротким (производственным) фильмом «Песнь о стироле» (1958) , продолжает интерес режиссера к науке – только от созерцания разноцветных форм из пластика Рене переходит к наблюдению за поведением человека.

Кадр из фильма «Песнь о стироле», 1958 г.
Кадр из фильма «Песнь о стироле», 1958 г.

А в этом ему помогает друг и большой ученый Анри Лабори, хирург, философ, нейробиолог, синтезировавший первый в мире нейролептик хлорпромазин.

Кинокритик Джонатан Розенбаум подчеркивает, что работу Лабори оценили по обе стороны Стены, причем в самый разгар Холодной войны: ученому вручили медицинскую Премию Ласкера («вторая Нобелевская для США») и Премию им. Вишневского (АН СССР).

Анри Лабори. Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Анри Лабори. Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

Многие подчеркивают, что Лабори должен был получить и саму Нобелевку, но из-за интриг в научной среде не получил.

Однако не все критики восприняли такой «синтез наук и искусств» адекватно. Когда Лабори в фильме комментировал опыты над крысами, анализируя тем самым и поведение героев, не все считали метафору:

В первых же газетных рецензиях на «Моего американского дядюшку», очень жестких, особенно муссировалась мысль о том, что в моем фильме «люди -- это крысы». Такая интерпретация преобладала и в статьях, опубликованных позже в еженедельной и ежемесячной прессе. Это было смешно, так как главная, на мой взгляд, фраза в «Моем американском дядюшке» (я все еще слышу интонацию Анри Лабори): «Но человек не крыса!»

Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Я думал, что ирония, заключенная в фильме, свидетельствовала как раз о том, что за полтора часа невозможно решить экзистенциальные проблемы. За этим надо обращаться к серьезным книгам, а не к нам.
Из интервью Алена Рене 1997 г.

Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»
Кадр из фильма «Мой американский дядюшка»

Продолжение следует... Дальше – интереснее: скоро поговорим о дизайне и источниках вдохновения в фильме «Мой американский дядюшка». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить 😉

Материал полностью: часть 1 // часть 2 // часть 3 // часть 4 // часть 5

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡