Немного истории...
Когда Третий Рейх пал и эпоха пропаганды в фильмах закончилась, в Германии наступил кинематографический штиль, который занимался переосознанием прошлого, настоящего и будущего, которые и до конца времен будут идти с воспоминаниями о двух мировых войнах и Холокосте.
Раздираемая на части Германия, не только в плане финансовых долгов, но и территориально (двумя мощнейшими государствами), просто не могла сосредоточиться на каком-то там кинематографе... Не могла в течении почти двух десятилетий. Конечно, будет создана в 1951-ом году Берлинале, вскоре войдя в тройку лучших кинофестивалей мира, но отечественных, тем более качественных фильмов будет немного. И в основном они будут вскрывать негативную оценку своему же прошлому в угоду другим странам.
Все будет иначе, когда новые режиссеры, будут сыты по горло вечным кризисом и упадком отечественного кинопрома, и насмотревшись на героев "Французской Новой Волны", создадут свой манифест, который поддержит государство! У нас бы такое было... Он будет гласить, что режиссеры этого манифеста, намерены снимать национальное Кино и показывать его в широкий прокат, за свой счет или на деньги государства, без вероятности коммерческого успеха.
Таким образом - появляется еше одно мощнейшее течение в Кинематографе "Новое Немецкое Кино", которое будет идти в ногу с "Новым Голливудом". Получилось ли его опередить и быть актуальнее для всего мира?
1. Агирре, Гнев Божий.
И хотя "Оберхаузенский Манифест" был создан на чистом энтузиазме аж в 1962-ом году, его поддержали только заочно и субсидий никаких не было. В 60-е снимались фильмы, которые следовали этому манифесту, тогда и появился Фасбиндер, но фильмы не имели международного успеха.
Первым кто произвел фурор был тот, кто не считал себя приверженцем этого течения. Вернер Херцог пояснял это тем, что никогда не подписывал этот манифест и не пользовался его услугами и условиями. Но тем не менее, это уже история, история, которая дала нам гениальный фильм с одним из лучших актеров на свете - Клаусом Кински. Фильм, который вторым планом говорил об истоках фашизма, стремлению к идеальной расы и порабощении через конкистадоров, которые искали Эль Дорадо. В других фильмах, подобных "Войцеку" и "Каждый сам за себя...", он будет исследовать трагедию целой нации через одного "маленького человека".
Фильмы этого течения, которые нужно посмотреть у Вернера Херцога: "Каждый сам за себя, а Бог против всех", "Фицкарральдо", "Войцек", "Носферату: призрак ночи", "Кобра Верде".
2. Страх Съедает Душу.
Один из лидеров "Нового Немецкого Кино", который начинал еще в 60-х следовать манифесту. В 70-е, он достиг не бывалого производства. Он выпускал по три минимум, а иногда по четыре фильма в год, параллельно работая в театре и на телевидении. Конечно, это сказывалось и на качестве, но не художественном, а техническом: браки, киноляпы, звуковые огрехи, но даже это само собой обрамлялось в режиссерский почерк Фасбиндера. Конкретно этот фильм, который получил призы на Каннском Кинофестивале, рассказывает о несовместимой на первой взгляд любви.
Его картины совмещали в себе визуальную скудность и бедность, но при этом это создавало ту самую магию Кино, которая дышала Германией и немецким духом. Массовый авангардист, так можно было бы описать его творчество.
Фильмы из этого течения у Фасбиндера почти все. Чтобы пересмотреть каждый не хватит и недели, но несколько фильмов, помимо вышеназванного, осилить нужно:"Замужество Марии Браун", "Отчаяние" и "Лили Марлен".
3. Гитлер - фильм из Германии.
7-и часовой эпос, который лучше всего охарактеризует парафраз Копполы:"Этот фильм не о Германии - он и есть Германия".
Кажется, что фильм состоит из отсылок истории немецкого народа, в которой Гитлер - это сквозная нить, соединяющая каждый момент великой нации, говоря о том, что Гитлер был всегда и есть в каждом из нас.
Зиберберг был, наверно, самым смелым режиссером из всех. Если где-то говорили об этом вторым планом или вовсе не поднимали подобную тему и уж точно не говорили о ней под таким углом, (немцы и сейчас не будут с охотой говорить о прошлом), то этот фильм 7 часов говорит одно и то же, самыми разными способами и приемами, используя брехтовскую систему повествования, документальные съемки и живопись. Сложно выделить 7 часов жизни на фильм, но на сериалы мы тратим в два раза больше, так что вполне можно разбить фильм на 7 серий и окунуться с головой в философский, исторический, эпический театр целого государства.
Фильмы из этого течения, которые нужно посмотреть у Зиберберга:"Людвиг, реквием по королю-девственнику" и "Карл Май". Оба фильма входят в "немецкую трилогию", а завершающим считается "Гитлер. Кино из Германии".
4. Жестяной Барабан.
Одна из вершин немецкого Кинематографа и, возможно, лучший из "Немецкой Новой Волны".
Разделив, Золотую Пальмовую Ветвь с "Апокалипсисом Сегодня", картина экранизирует немецкий одноименный бестселлер и подвергается жутким скандалам, которые возникают из-за одной сцены, которую я не буду здесь упоминать... Однако это не мешает получить и Оскар за лучший иностранный фильм.
Картина повествует о мальчике, который делает так, что больше не растет, повсюду таская свой любимый жестяной барабан через всю Вторую Мировую Войну.
Фильмы из этого течения, которые нужно посмотреть у Шлёндорфа: "Потерянная честь Катарины Блюм", "Любовь Свана".
5. Небо Над Берлином.
Наверно самый известный режиссер этого течения, благодаря феноменальному успеху этого фильма. Конечно, Вендерс снимал мощные фильмы этого направления и в 70-х, но именно этот принес невероятную славу не только самому себе, но и всему немецкому Кинематографу.
Эту философскую драму нужно посмотреть каждому. Она влюбляет в жизнь каждым своим кадром.
Фильмы Вендерса, которые нужно посмотреть:"Париж-Техас", "Алиса в городах", "Американский друг", "Так далеко, так близко".
6. Мефисто.
Да, Иштван Сабо в первую очередь венгр и снимал еще тогда, когда о манифесте всерьез никто не говорил, но язык, на котором снят этот фильм - немецкий. Место действия - Третий Рейх. История препарирует этот отрезок времени да и сам фильм входит в, им названную, "немецкую трилогию". И хоть официально он не приверженец течения, его смело можно относить к режиссерам, которые внесли вклад в немецкий Кинематограф.
Фильм рассказывает об артисте, который продает душу, чтобы стать известным, только не дьяволу, а нацистам, вскоре становится ясно, что разницы между ними никакой. Гениальный фильм, который получил Оскар за лучшую иностранную картину.
Также стоит посмотреть всю его трилогию, в которую входят:"Полковник Редль", "Хануссен" и еще можно глянуть более ранний "Фильм о любви".
Таким образом, бой между Голливудом и Германией, был неравным. Развитая киноиндустрия и хорошее спонсирование были сильнее у Америки, но именно в момент, когда немецкое кино стало набирать силу, а Новый Голливуд угасать - немецкие режиссеры уходят либо на телевидение, либо в другие европейские проекты. Они заявили о себе и тут же скрылись, а государство все-таки оставило эту затею, хотя и практикует эту студийную систему спонсирования для молодых режиссеров.
И вообще надо отдать должное такому жесту. Многим странам стоило бы брать пример, ведь Германия спонсировала фильмы, рекламировала и выпускала в широкий прокат картины, заранее не рассчитанные на коммерческий успех, таким образом сделав отечественный Кинематограф - одним из лучших на пару десятилетий.
__________________________________________________________________________________________
А какие фильмы этого течения знаете и любите Вы? Пишите в комментариях и оставляйте свои баварские лайки.
Подписывайтесь и будьте здоровы! Всем добра!