Сегодня, в день рождения Бродского,
хочу рассказать вам одну историю. Про Бродского, вокруг Бродского и в духе Бродского.
История — перформанс.
⠀
Прошлым летом мы с Лизой были в Питере на моно-спектакле «Бродский. Reetweet».
Павел Михайлов читал стихотворения поэта на Малой сцене БДТ.
⠀
А ещё Павел рассказывал о том, как родилась идея проводить такие спектакли. Первоначально это был способ собрать деньги на открытие квартиры - музея Бродского в Петербурге.
*
После смерти Иосифа Бродского его друзья принимают решение открыть музей Бродского в коммунальной квартире, где жил поэт.
Для того, чтобы превратить жилую квартиру в музей, нужно выкупить все 5 комнат.
⠀
И вот, четыре комнаты были выкуплены, осталась одна.
В ней живёт некая Нина Васильевна.
Нина Васильевна за свою комнату называет цену в 12 миллионов рублей.
*
Упс.....
Принимается решение собрать эту сумму через краудфандинг. Плюс сборы за концерты наподобие этого.
За год таким способом было набрано 300 тысяч рублей.
Всего-то каких-нибудь 30-40 лет, и деньги будут собраны.
*
Кажется, в 2015 году мэр Санкт-Петербурга выделяет из казны нужную сумму для выкупа пятой комнаты.
Но Нина Васильевна продает ее уже за 18 миллионов.
*
Павел продолжает свой рассказ: «Хорошо, что находится человек, который: А – богатый и Б – любит Бродского. Это миллиардер Максим Борисович Левченко»
Он готов вложить 18 миллионов в организацию музея Бродского.
⠀
Но Нина Васильевна снова поднимает цену. В этот раз ее ставка – уже 40 миллионов рублей.
*
И вот этот момент очень интересный.
Максим Борисович (предполагаю, что не в одиночку, а вместе с инициативной группой) решает прекратить эту игру в догонялки с Н.В.
40 миллионами рублей можно распорядиться немного по-другому.
⠀
Во всей квартире (и в уже выкупленных четырех комнатах, и у Нины Васильевны тоже) делают капитальный ремонт.
⠀
Организуют для Н. В. отдельную квартиру, состоящую из ее бесценной комнаты, добавляют туда санузел и все необходимое.
И закрывают эту тему с покупкой пятой комнаты.
⠀
Да, вход в музей Бродского будет теперь не исторический, вход будет с другой стороны.
⠀
Историческим входом будет пользоваться одна только Нина Васильевна.
⠀
Павел Михайлов дает прекрасный поэтический вечер.
⠀
«… и если довелось мне говорить
Всерьез об эстафете поколений
То верю только в эту эстафету…
Вернее, в тех, кто ощущает запах»
⠀
Те, кто помнит и любит Бродского — это люди, ощущающие «запах», атмосферу, чувствующие это искривление привычного пространства обыденной жизни, особое поле, созданное его личностью.
⠀
Думаю, что только в Питере с его аристократичной красотой, с его подключенностью к вибрациям мировой культуры, с его заброшенными грязными подворотнями и дворами-колодцами, с его сумрачным низким небом и ветром с моря мог родиться такой гений, как Бродский.
⠀
Кажется, что он воспринимает нашу жизнь с какой-то такой перспективы… с какой-то такой точки, из которой виден весь мир.
В этой точке объединяются прошлое и будущее.
*
А история про Нину Васильевну, если подумать, тоже вполне в духе Бродского, и похожа на притчу.
⠀
Услышав от Павла Михайлова сагу о покупке комнаты, я сначала вспомнила сказку Пушкина О рыбаке и рыбке.
⠀
Ну чем не сварливая старуха, которая осталась в итоге у разбитого корыта?
⠀
Но потом я подумала: А откуда мы знаем, какие мотивы были у Н.В,?
Мотив получить как можно больше денег за то, что в ее коммуналке жил когда-то Бродский?
⠀
А, может быть, это баснословное повышение цены – её способ отказаться от переезда, её способ остаться там, где она прожила всю свою жизнь?
(Я ничего про нее не знаю, но в моем воображении она прожила тут всю свою жизнь)
⠀
Может быть, она осталась ни с чем, погнавшись за бОльшим, а, может быть, она отстояла свое право жить там, где она хочет.
Мы не знаем.
⠀
Какой смысл передает нам история про НВ?
Каждый увидит свой смысл.
Вовремя остановиться и не быть слишком жадными – это первый.
⠀
Стоять на своем и не «прогибаться» под интересы большинства — второй
И, что бы вы ни говорили, это так рифмуется с духом поэзии Бродского!
⠀
Понять, что каждый из нас, так или иначе, всегда выбирает именно то, что он действительно для себя хочет — третий.
П.с. Вишенка на торте — развязка этой истории.
Под моим прошлогодним постом на фб про этот спектакль вскоре после его опубликования был оставлен такой комментарий:
«Мы были в полутора комнатах поэта в это воскресенье. Это была последняя экскурсия, организованная волонтерами фонда Бродского, перед тем, как закрыть пространство на реконструкцию. Да, и Нину Васильевну видели). Конечно, она не общалась с посетителями, но выглядела вполне себе бодро. Она отказывается переезжать именно потому, что родилась в этой квартире и прожила в ней всю жизнь. Для нее это не квартира Бродских, а ее дом...
На самом деле это и грустно, и смешно, и даже немного мифично...»