Я бы вообще назвала бы этот фильм "Реквием". Почему - скажу попозже. А сейчас об этом фильме, о впечатлениях от его просмотра.
Давно Голливуд не представлял публике ничего грандиозного, масштабного, сравнимого с "Крестным отцом" по временному охвату сюжета, по масштабу исполнителей главных ролей, по глубине трагизма. Так уж вышло, что Скорсезе особенно удаются фильмы о гангстерах, о мафии. Он обладает безусловным талантом снять "как бы правду", которая так западает в душу, в самое сердце, что потом неделю будешь отходить от фильма и захочешь пересмотреть его не один раз.
Три главных роли в фильме сыграли Роберт Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино - от этого во время просмотра возникало чувство, что со всеми этими персонажами я хорошо знакома. Как будто великий режиссер, вплотную приблизившийся к своему восьмидесятилетию, захотел поставить точку в историях своих любимых героев. И в своей тоже. Неспроста еще во время съемок он не раз говорил о том, что, скорее всего, "Ирландец" будет его последним фильмом.
Думаю, что с тем, что Скорсезе нереально крут, согласятся все. Помимо захватывающего действия он вкладывает в свои фильмы такой мощный подтекст, что смотреть его фильмы нельзя отвлекаясь - в любой момент секундный жест, пара слов способны кардинально повлиять на восприятие событий, происходящих на экране. Пропустишь - можешь потерять нить этого сложного клубка, ключ к мотивации персонажей.
История, которую на этот раз представил зрителю Скорсезе, вроде бы продолжает традиции его гангстерских фильмов, на первый взгляд все как принято - внутренняя кухня, закулисные интриги, междусобойчики, отношения между главарями разных кланов и отношения внутри "семьи". И, как обычно делает Скорсезе, картина охватывает промежуток времени в несколько десятилетий, но на этот раз, кажется, режиссер побил все свои рекорды: его история начинается в середине 50-х, а заканчивается в середине 90-х. 40 лет - половина жизни. И этот фильм не о мафии, не о крутых парнях в кожаных куртках и дорогих пальто. Этот фильм о том, над чем не властна даже мафия. Он о времени и о любви.
Фильм по темпу достаточно ровный, без отвязного экшена, даже расправу над провинившимся и непокорными показывают как-то мягко, сердце из груди не выпрыгивает, кровь в висках не стучит. Просто смотришь историю жизни и на главное, то, что происходит на самом деле, поначалу как-то не особо обращаешь внимание, потому что это главное происходит в тишине и молчании, параллельно основному действию и понимаешь, к чему же все это было только в финале. Конфликт между тем, как видит себя главный герой Фрэнк Ширан и тем, как видят его его дочери - вот основная тема фильма. Только на несколько минут до финальных титров ты понимаешь, что именно хотел сказать режиссер. И что на самом деле главный герой фильма не эти всесильные гангстеры, а дочь Фрэнка Пэгги, которая за весь трехчасовой фильм не произнесла ни слова, а всего экранного времени у нее со скрипом наберется минут 5.
За все надо платить - эта прописная истина, кажется, не касается гангстеров, которые способны откупиться ото всего на свете. И добрые две трети фильма так и происходит с Шираном. Он просто выполняет свою работу, медленно, но верно поднимаясь от простого водителя грузовика до правой руки Рассела Буффалино (Джо Пеши). И пик его карьеры - получение от Буффалино золотого перстня, который свидетельствует о его принадлежности к неприкасаемым, и признание Расселом его своим приемным сыном. Но столь высокий взлет обязательно будет иметь последствия, которые необратимы и неотвратимы. И ужасны настолько, что даже у человека, привыкшего убивать, выступают слезы на глазах.
Тут, конечно, только преклониться перед могучим талантом Де Ниро - так играть да в свои 75 - дорогого стоит. Взгляды, жесты и даже молчание - сколько силы в каждом из этих кадров, сколько эмоций, чувств, мыслей. Сколько пережитого и похороненного в глубине души.
Джо Пеши, которого мы благодаря "Смертельному оружию", воспринимаем большей частью как комедийного актера, тоже удивит вас. Роль Рассела в совершенно непривычном для него амплуа. Не дерганный бешеный коротышка, а повидавший виды молчаливый и скрытный глава мафиозного клана с уставшими глазами.
Ну а теперь о том, почему этому фильму очень подходит название "Реквием". В последней своей трети картина становится настоящим реквиемом по той гангстерской киноэпопее, которую создавал Скорсезе последние 47 лет своей жизни. Это реквием по эпохе. Время неумолимо. Уходят люди, с ними вместе уходит и эпоха. И им на смену пришло другое поколение, которое понятия не имеет, кто такие Джимм Хоффа и Рассел Буффалино. Те, кто правил миром, уже либо покоятся в могилах, либо превратились в немощных стариков, доживающих дни в доме для престарелых. Это реквием по той мечте, которую всю свою жизнь строил Фрэнк Ширан, но в финале оказался перед непреодолимым препятствием: его дети отвернулись от него и при четырех дочерях он вынужден жить в доме для престарелых и сам себе выбирать гроб. Ему осталось только греть душу воспоминаниями и перебирать старые фотографии своих дочерей. Финал фильма - один из самых щемящих в истории кинематографа, ведь он наглядно иллюстрирует еще одну прописную истину: неважно, насколько ты был богат и сколько у тебя было власти - важно только то, с чем ты останешься перед концом. Не деньги, ни слава, ни власть - только человек - вот что является настоящей ценностью.
Ну и в какой-то мере это реквием по блестящим актерам - долго ли они еще будут с нами? Роберту Де Ниро 76, Джо Пеши 77, Аль Пачино вовсе 80. Безумно больно было видеть их на экране даже в тех сценах, где их лица омолаживали прои помощи компьютерных технологий - движения и фигуры все равно стариковские, этого не спрячешь. Эпоха уходит, увы.