Найти тему

​​Почему Яндекс.Еда является плохим бизнесом

Скорее всего большинство людей считает, что сервис по заказу быстрой доставки еды из ресторанов через мобильное приложение или веб-сайт (Яндекс еда, Uber Eats, Deliveroo, Grubhub и т.д.) являются прибыльным бизнесом с отличным потенциалом роста. В реальности, данная бизнес-модель имеет одну важную фундаментальную проблему, которая делает эти компании неконкурентоспособными в долгосрочной перспективе.

Для примера рассмотрим GrubHub (тикер: GRUB) – аналог Яндекс Еды в США. Прошлой осенью, на конференции с инвесторами за третий квартал гендиректор Matt Maloney произнес следующее:

«Крупные компании, занимающиеся доставкой и логистикой, способны зарабатывать небольшую позитивную маржу из-за того, что их размер позволяет им реализовать эффективность логистических сетей типа hub and spoke (с использованием пункта консолидации). Из-за того, что бизнес GrubHub заключается исключительно в прямой доставке из одной точки в другую (point-to-point), то соответственно этот операционный рычаг для нас является не доступным».

Разницу между двумя логистическими системами вы можете увидеть на картинке ниже. Система Point-to-Point включает в себя 16 независимых соединений, каждое из которых обслуживается отдельно. Для контраста, системе Hub-and-Spoke требуется только 8 соединений. Соответственно, система Hub-and-spoke, обеспечивает большую гибкость за счет концентрации логистических потоков. Например, в системе hub-and-spoke компания может предоставлять четыре услуги день между любыми двумя парами, против одной услуги в системе point-to-point. Данная характеристика дает преимущество, когда бизнес начинает расти и появляется эффект масштаба (economies of scale).

В бизнесе по быстрой доставке еды из ресторанов невозможно использовать хаб. Соответственно, увеличение размера бизнеса не поможет таким сервисам достичь конкурентного преимущества. Поэтому стоит ожидать уменьшения прибыльности (маржинальности) этих компаний с увеличением конкуренции.

Читайте больше постов про венчурную индустрию и стартапы у меня в телеграме.