Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Городской романс" (СССР, 1971) и "Верность" (СССР, 1965)

Городской романс. СССР, 1971. Режиссер Петр Тодоровский. Сценаристы Феликс Миронер, Пётр Тодоровский. Актеры: Мария Соломина, Евгений Киндинов, Зиновий Гердт, Геннадий Сайфулин, Леонид Дьячков и др. 26,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Петр Тодоровский (1925-2013) поставил 17 фильмов, 5 из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-3

На мой взгляд, мелодрама «Городской романс» - одна из лучших работ Петра Тодоровского, фильм психологически тонкий, с прекрасными актерскими работами.

-4

К сожалению, в год выхода фильма в прокат кинокритик Евгений Громов (1931-2005) не смог по достоинству оценить его художественный уровень, утверждая, что «режиссер П. Тодоровский и сценарист Ф. Миронер нащупали острую и актуальную конфликтную ситуацию. Но, увы, не превратили руду в металл. Драма заменяется мелодрамой» [Громов, 1972, с.89]. Громов Е. Открытие личности // Экран 1971-1972. М.: Искусство, 1972. С.86-91.

-5

Еще более низкую и, полагаю, абсолютно неверную оценку «Городскому романсу» дал киновед Иван Корниенко (1910-1975), считая, что «замыслам не хватило глубины, события оказались недостаточно связанными с реальными процессами сегодняшней жизни нашего общества. Отсюда — бедность фантазии, схематизм действующих лиц, облегченность конфликтов. Правда, … есть удачные сцены… Но сегодня этого мало — фильм о современности с отдельными частными достоинствами никого устроить не может, важен общий результат, важна степень его идейно зрелого и художественно убедительного проникновения в жизнь» (Корниенко, 1975: 225). Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. М.: Искусство, 1975. 240 с.

-6

Уже в XXI веке кинокритик Сергей Кудрявцев верно подметил, что «проще простого в «Городском романсе» не увидеть ничего, кроме отношений двух влюблённых, случайных знакомых, и упрекнуть авторов в мелкотемье (см., например тексты Е. Громова и И. Корниенко, приведенные мною выше – А.Ф.)…. Фильмы лишь о частной любви двоих, лишённые идеологической или хотя бы социальной нагрузки, были редки и казались чуть ли не вызовом системе (вспомните скандал 1975 года из-за «Осени» Андрея Смирнова). … «Городской романс» по мере возможности избавлен от излишней социализации чувств (впрочем, есть своеобразное неравенство: Женя - вроде уже нашедший место в жизни врач-рентгенолог, а Маша - словно Машенька 70-х годов, ещё неопытная студентка)» (Кудрявцев, 2007). Кудрявцев С. «Городской романс». 3.03.2007. https://kinanet.livejournal.com/565176.html

-7

Верность. СССР, 1965. Режиссер Петр Тодоровский. Сценаристы Булат Окуджава, Пётр Тодоровский. Актеры: Владимир Четвериков, Галина Польских, Александр Потапов, Евгений Евстигнеев, Антонина Дмитриева, Валентина Телегина, Люсьена Овчинникова и др. 12,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-8

В год выхода военной мелодрамы «Верность» на экране кинокритик Яков Варшавский (1911-2000) опубликовал в «Советском экране» положительную рецензию, в которой, правда, посетовал, что иногда «фильм становится излишне чувствительным: слишком уж ясно, какие чувства желают извлечь из тебя, и слишком понятно, почему так часто звенят гитарные переборы. Самоограничение режиссера тут не помешало бы» (Варшавский, 1965: 13). Варшавский Я. Дорога к славе // Советский экран. 1965. № 22. С. 12-13.

-9

Да и киновед Иван Корниенко оценил «Верность» сугубо позитивно, подчеркнув, что П. Тодоровский «рассказав о юношах, вступающих в войну, фильм удивительно тонко и проникновенно раскрыл их богатый духовный мир, красоту их отношений. И хотя на экране нет самой войны — сражений, окопов, атак, госпиталей, ее дыхание ощутимо во всем строе фильма: он активно, страстно обличает бесчеловечность фашизма и утверждает его обреченность. Верность своей земле, своему народу неотделима от героев фильма. Картина покоряет искренностью интонации, лиризмом и подлинным мастерством» (Корниенко, 1975: 182). Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. М.: Искусство, 1975. 240 с.

-10

Зрители и сегодня с большой теплотой вспоминают «Верность»: «Для меня он один из самых сильных фильмов о Великой Отечественной войне, … Но убить любовь - это единственное на что не способна война» (Любовь Л.).

А каковы Ваши мнения о «Городском романсе» и «Верности», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020