Найти тему

"Человек из железа" (1981) - агитка про крушение социализма в Польше

К 1980 году в Польше активизировалось забастовочное движение и независимый профсоюз «Солидарность». В этом же году в Гданьске началась мощная забастовка, одним из лидеров которой был харизматичный Лех Валенса – будущий Президент Польши. «Солидарности» удалось, на тот момент, невозможное – легализации своего статуса и признание своих требований со стороны коммунистического руководства. Действуя «по горячим следам», Анджей Вайда снял «Человека из железа» - продолжение «Человека из мрамора».

В Гданьске активизировалось забастовочное движение и варшавское руководство отправляет журналиста Винкеля с целью подготовить компрометирующий репортаж о руководителях стачки. Основной мишенью для Винкеля назначают Мачея Томчика – сына Матеуша Биркута (главного героя «Человека из железа»). Винкель начинает разыскивать грязное белье Мачея, но в его душе начинаются сомнения о необходимости порочить бастующих…

В период между легализацией «Солидарности» и введения генералом Войцехом Ярузельским военного положения, в Польше началась «оттепель», в ходе которой Анджей Вайда получил возможность снять «Человека из железа». Мне очень понравился «Человек из мрамора» - попытка разобраться в сталинском прошлом Польши. Получилось ли у Анджея Вайды снять равнозначный фильм про события 1980 года?

Нет, не совсем. Анджей Вайда снял агитку в лучших традициях советского кино 1930х годов только вместо злых и бесчеловечных буржуев получились злые и бесчеловечные коммунисты, а вместо честных, непогрешимых и благородных революционеров получились святые бастующие Гданьской судоверфи. А ведь у Вайды был полный доступ к материалам и к непосредственным участникам тех событий.

-2

С другой стороны, режиссер хорошо изобразил те условия, которые позволили «Солидарности» добиться своего признания в качестве законной политической силы. Прежде всего, комитет бастующих запретил продажу алкоголя в Гданьске, чтобы не давать возможности официальным СМИ изобразить бастующих как бузящих пьяниц. Также лидеры постоянно мелькали на страницах заграничных СМИ и, самое главное – они смогли перетащить на свою сторону интеллигенцию, что позволило им не выглядеть «бунтующим быдлом».

Но фильму бы не помешало немного «серых» тонов, например, отдельных деятелей профсоюзного движения, преследующих личные и корыстные цели или социалистических лидеров, желающих найти благоприятный выход из кризиса. Мачей Томчик, как и Матеуш Биркут, получился лубочным «рыцарем без страха и упрека», что выглядит не очень натурально, потому что на дворе не 1940е годы.

-3

Учитывая все вышеизложенное, напрашивается вывод о том, что присуждение «Человеку из железа» «Золотой пальмовой ветви» в 1981 году было исключительно политическим решением. Мне кажется, что Анджей Вайда поддался общей эйфории и снял технически качественную пропагандистскую агитку. Но не нужно судить его за это строго – в 1980 году Лех Валенса был героем и ему только предстояло себя скомпрометировать.

Ставьте лайк и подписывайтесь на меня - у меня много интересного! Также по этой ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).