Найти тему

Узнайте, как должен развиваться ребенок в 3-6 месяцев

3-6 месяцев
3-6 месяцев

Нарушение психомоторного развития детей на первом году жизни — это следствие поражения нервной системы различного происхождения. Вредные факторы, которые воздействуют на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке общего развития ребенка.

Но обнаружить и оценить нарушение психомоторного развития ребенка до года часто представляет большие трудности. Это происходит из-за физиологической незрелости нервной системы, эволюционно-возрастных особенностей развивающегося мозга.

Раннее выявление различных отклонений в психомоторном развитии на первом году жизни можно осуществить, только основываясь на знаниях об этапах развития ребенка. Методики исследования должны быть адекватны возрасту ребенка.

Развитие на первом году жизни происходит чрезвычайно интенсивно. Его можно условно разделить на 5 основных этапов:

I — период новорожденности;

II — возраст 1—3 мес;

III — возраст 3—6 мес;

IV — возраст 6—9 мес;

V — возраст 9—12 мес.

На каждом из возрастных этапов формируются специфические функции, которые могут служить показателем возрастного развития и определяют его дальнейший ход.

Сегодня рассмотрим период 3—6 месяцев

  • Масса тела ребенка в период с 3 до 6 месяцев увеличивается в среднем за месяц на 700 г (750+700+650).
  • Длина тела увеличивается примерно на 6,5 см (2,5+2+2).
  • Ребенок 3—4 месяцев в спокойном состоянии постоянно рассматривает игрушки и окружающие предметы, но все же предпочитает рассматривать свои руки.
  • После 5 месяцев интерес к игрушкам начинает доминировать и ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. При этом выразительно меняется мимика ребенка.

Так, важно отметить, являются ли занятия с игрушкой доминирующей формой деятельности, что составляет главную особенность данного возрастного этапа и свидетельствует о дальнейшем развитии зрительно-тактильно-кинестетических связей. Если ребенок после 6 месяцев продолжает отдавать предпочтение рассматриванию своих рук, то это является одним из ранних симптомов задержки психического развития.

  • В этот период ребенок издает протяжные гласные звуки, а к 6 месяцам произносит такие сочетания звуков, как «бааа, мааа», а также «тааа, лааа» и первые слоги «ба» или «ма». Произнесение этих звуков не сопровождается общими движениями, как на предыдущем этапе, и не является составной частью общего комплекса оживления.
  • Самоподражание в гулении (ребенок как бы прислушивается к себе) — новое качественное приобретение в психомоторном развитии ребенка на данном этапе.
  • Гуление часто сопровождается пусканием пузырей слюны.

Однообразные звуковые комплексы — это ранний симптом задержки психического развития.

  • У ребенка в 4—5 месяцев можно наблюдать реакцию страха в ответ на резкие звуки. Показатель достаточно индивидуальный.

Чрезмерная выраженность реакции страха в этом возрасте может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости, может быть симптомом минимальной мозговой дисфункции и т.д.

3-6 месяцев
3-6 месяцев
  • Ощупывание своих рук появляется в 3—3,5 месяца, тогда же ребенок начинает дотрагиваться до своей головы.
  • К 4 месяцам он перебирает пальчиками вдоль одеяла или пеленки.
  • Если слегка дотронуться предметом до кисти ребенка в 3 месяца так, чтобы он не видел его, и начать потихоньку отводить, то рука будет двигаться в сторону раздражителя.
  • К 3 месяцам ребенок при сосании начинает щупать грудь матери, трогать подошвой одной ноги — другую ногу, притормаживая общие движения; если пальцы ноги соприкасаются с предметом, ребенок прижимает пальцы к предмету.
  • К 5 месяцам он может приблизить и вторую ногу к предмету и захватить его обеими ногами, фиксируя взор на источнике тактильного раздражения ног.
  • Если перед лежащим на спине ребенком на расстоянии вытянутой руки расположить яркий предмет, ребенок 4 месяцев зрительно сосредоточиться и протянет обе руки к предмету, начнет ими водить по предмету, продолжая параллельно рассматривать и предмет, и руки. Это — реакция активного осязания.
  • В возрасте 5—5,5 месяцев, когда ребенок овладеет функцией захвата предмета, реакция активного осязания должна ослабеть и исчезнуть к 6—7 месяцам.

Тактильно-кинестетические реакции не развиваются или развиваются с опозданием у детей с поражением центральной нервной системы, особенно двигательного анализатора. Они почти постоянно отсутствуют при детском церебральном параличе, а также при задержке психомоторного развития иной природы.

  • Ребенок 3 месяцев в ответ на раздражение кожи лица тянет руку к раздражаемому месту и трет его тылом кисти.
  • В 4 месяца в ответ на раздражение ребенок замирает, как бы «прислушивается» к тактильному ощущению. Это — реакция кожного сосредоточения.
  • В возрасте 4,5 месяцев поворачивает глаза и голову в сторону раздражителя.

В идеале в 6 месяцев завершается развитие локальных реакций с кожи, но временные параметры их появления могут отличаться. Вялость ответных реакций на раздражение кожи может свидетельствовать о поражении спинного мозга или периферической нервной системы. Если в ответ на локальное прикосновение ребенок вздрагивает, у него учащается дыхание, появляется неудовольствие, двигательное возбуждение или крик это может быть связано с общим снижением порога чувствительности, наблюдаемым у гипервозбудимых детей и у детей с поражением подкорковых образований.

Подписывайтесь на канал. продолжение следует...

Еще статья для тех у кого ребенок не говорит " Когда пора бежать к специалисту, если ребенок не говорит?"