Под одной из моих статей некий товарищ, который, видимо, ничего не понял в написанном, написал: «Зато Т-34 был лучший танки в мире и с этим нельзя спорить».
С этим, как мне кажется, действительно нельзя спорить, по той простой причине, что не указан критерий «лучшести». При этом если уж какой-то танк и считать лучшим, то именно «тридцатьчетвёрку», по той простой причине, что это был основной танк Красной Армии, а армия наша войну выиграла. Если бы результат войны был, не дай бог, иной, то и лучшим танком стала бы другая боевая машина.
В остальном же танк Т-34, как и любой другой, имел свои достоинства и недостатки, и сравнивать его с другими можно лишь по каким-то конкретным характеристикам. В чём-то он проиграет, в чём-то выиграет.
Эту же статью я хочу посвятить одному аспекту, на который редко кто обращает внимание, хотя именно в этом качестве наша «тридцатьчетвёрка» обошла другие танки. Так что хочу порадовать всех патриотов, которые ищут повод гордиться… Во всяком случае я считаю это поводом для гордости и другим советую.
Хотя и начну с не самого приятного для особо яростных ура-патриотов напоминания. О том, что «тридцатьчетвёрка» — это всего лишь развитие американского танка, основные конструктивные решения которого она сохранила.
Как известно всё началось с купленного в США танка конструктора Джона Уолтера Кристи Christie M1928 получившего название БТ-1. Кстати, легенда о том, что танки купили тайком и вывозили под видом тракторов, и даже вооружение не смогли вывезти из США — не более чем легенда. Танки покупали официально, а башни, вооружение и пр. до СССР не доехали из-за того, что Кристи просто не выполнил контракт… как в известном анекдоте: «ну не смогла я». Подобными проколами Кристи был хорошо известен.
Дальше был БТ-2, БТ-5, БТ-7, А-20 (он же БТ-20), А-32 и, наконец, Т-34. Были ещё и БТ-3, БТ-4, БТ-6 и другие разные проекты, но мы про них особо вспоминать не будем. Уверен, что все интересующиеся историей бронетехники, всю реальную историю происхождения «тридцатьчетвёрки», знают. Важно то, что в СССР сумели наладить массовое производство танков Кристи с минимальными изменениями. И в конце концов модернизировали его до уровня Т-34.
Однако, Кристи продавал свои машины не только в СССР. И интересно проследить, во что вылилось его сотрудничество с другими странами. Надо сказать, что после того, как Кристи разругался с американскими военными (исключительно из-за своего характера) он активно предлагал свой танк кому угодно. Красивая легенда о том, что он отказался сотрудничать с фашистами и послал их вон, тоже всего лишь легенда. История эта тёмная, и, судя по всему, немцам его танк был не особо нужен. Ходовая часть немцам точно не понравилось. Кстати, в некоторых источниках пишут, что немецкие лёгкие танки PzKpfw.IID были созданы по образцу Кристи, но это сильное заблуждение. Сходство с танком Кристи лишь в катках большого размера, тогда как подвеска у немецких танков была совсем иная.
А вот где действительно конструкцию танка Кристи использовали, так это в Японии. Переговоры с Кристи японцы вели, правда они закончились неудачно, но всё-таки на основе танка Christie M1928 японцы создали свой опытный танк Тип 89 (Type 98B Ke-Ni Otsu - 九八式軽戦車). Правда, от сложностей с колесно-гусеничной системой японцы сразу отказались. Можно сказать, что этот танк был двоюродным братом нашему БТ, но японцы не захотели мириться с недостатками ходовой части и машина в серию не пошла.
Более широко известен «польский Кристи», как называют польский опытный танк Czołg pościgowy PZInż 10TP. Собственно, поляки были первыми, кто захотел купить танк Christie M1928 и наладить его производство. Но контракт с ними был сорван, так как в СССР тоже захотели купить тот же танк, а возможности фирмы Кристи не позволили ему сделать два полноценных танка для СССР. Для поляков же и просто не смогли ничего сделать. Польский же танк был создан не на основе оригинального танка Кристи.
Как я уже написал, проблемы Кристи в сотрудничестве с военными были из-за того, что им хоть и нравилась машина в целом, но они, что вполне естественно, предъявляли ряд требований. Ну, например, хотели, чтобы башня была двухместной. Кристи же считал ниже своего достоинства кого-то слушать. Но свято место пусто не бывает, и фирма American LaFrance разработала сразу несколько машин, которые повторяли конструкцию Кристи, но и удовлетворяли основным запросам танкистов. Правда, военные их на вооружение всё равно не приняли, в первую очередь из-за недостатков ходовой части.
Так вот польский танк 10TP был создан именно на основе машин American LaFrance. Кстати и двигатель на польском танке стоял именно этой фирмы. При этом польские инженеры добавили много и от себя, и в целом машина, видимо, могла бы получиться весьма удачной, но… не успела.
«Родственником» можно считать и французский опытный танк Char cavalerie АМХ 40. Хотя он и создавался как гусеничный, но в нём первоначально имелся привод на две пары катков, как у танков Кристи. Подвеска была типа Кристи, дизельный двигатель, лобовая броня до 60 мм, расположенная под большим углом, скорость 45-50 км/час. Этот танк был мало похож на традиционные французские машины и создавался под впечатлением от английских крейсерских танков. Был ли у такого танка шанс воевать под французским флагом, можно только гадать. В любом случае не успели до поражения Франции.
Ну и, наконец, про английские крейсерские танки. При них можно писать отдельную статью (что, пожалуй, и сделаю), а то и книгу. Есть версия, что английские военные заинтересовались танком Кристи, побывав на учениях Красной Армии, где увидели множество советских БТ. Возможно и это было, но сам Кристи постоянно предлагал свои проекты во все страны, которые были способны купить хотя бы один танк, и англичане в этом списке стояли не на последнем место уж точно.
Английская армия была единственной, кроме советской, которая имела в больших количествах на вооружении танки Кристи. Их начали выпускать ещё до войны, и продолжали до самого её окончания. Правда англичане не пошли по пути копирования танков Кристи, поэтому сходство внешнее было очень малое. Сразу же в Великобритании отказались и от колесно-гусеничного движителя.
Tank, Cruiser, Mk.III, Tank, Cruiser, Mk.IV, Tank, Cruiser, Mk.V Covenanter, Tank, Cruiser, Mk.VI Crusader. Tank, Cruiser, Mk.VII Cavalier, Tank, Cruiser, Mk. VIII Centaur. Tank, Cruiser, Mk. VIII Cromwell, Tank, Cruiser, Mk.VIII Challenger, вот перечень английских родственников наших БТ и Т-34, родство которых идёт от танка Кристи. Несмотря на весь внушительный список, более-менее удачными были лишь «Крусайдеры» и «Кромвели». Некоторые же сами англичане вообще так и не допустили до боевых действий. Сложно сказать, то ли английская промышленность не способна была создать надежную боевую машину, то ли запросы британских танкистов были слишком высоки. Наверняка немалую роль сыграли и поставки большого количества американских танков.
В любом случае странно, согласитесь, что Великобритания, родина танков, с её развитой промышленностью, так и не смогла получить на вооружение танк, который бы удовлетворил её военных.
Ну а нам точно есть чем гордиться. Во всяком случае, Красная Армия смогла развить концепцию Кристи, и при всех недостатках, всё-таки наши «тридцатьчетвёрки» прошли по улицам Берлина. Жаль сам Кристи не дожил до этого дня, порадовался бы.
Рекомендую вам так же мою статью: