Про ученых мы уже писали. Пора уделить внимание и известным философам.
Наука когда-то вышла из философии. Поэтому мы считаем полезным и, что уж скрывать, занимательным и интересным занятием открытие для себя еще незнакомых для нас размышлений известных философов.
Мы решили поделиться и с вами пищей для размышлений. Сегодня расскажем вам о Сёрене Кьеркегоре.
Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855) - датский философ, протестантский теолог и писатель.
Его учение можно описать как мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь Бога, понять человека.
Основные идеи:
- Человек есть единство противоположностей
- Человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или)
- Человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой
- Христос - есть. Смысл жизни человека - прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры
- Все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:
- эстетическая
- этическая
- религиозная
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа:
- обыватель (Spidsborgeren)
- эстетик (Æstetikeren)
- этик (Etikeren)
- религиозный человек (den Religiøse)
Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности. Он вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.
Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга.
Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму.
Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.
Счастья и осознанности!