Привет!
Сегодня у нас очень интересная тема для тех, кто хочет создать свою настолочку и продавать её. Подробно всё описать поста не хватит, но по основным шагам пройдёмся.
Итак, если после очередной партии в настольные игры, вы проснулись с идеей своей настольной игры - прекрасно! Ведь всё начинается именно с идеи. Без неё никуда :) Так что, предположим, что идея игры у вас уже есть. Что же дальше?
1) Скорее всего, вы уже придумали, про что будет игра и сформировали в голове её целостный образ. Пора всё это дело записать. Написать концепт - всё об игре. Пока что не для игроков, а хотя бы для себя, чтобы ничего не забыть. Просто опишите игру.
2) Написали? Окей. Теперь сделайте прототип. Прототип - это физические компоненты настольной игры. То, из чего она состоит. Карта, фишки, карточки и т.д. Хотя велик соблазн сделать всё красиво, для создания самого первого прототипа подойдут ножницы, карандаш и бумага. И лучше воспользоваться именно ими, ведь первый прототип не идеален, и может понадобится его быстро переделать.
3) Ура! У теперь у вас есть первый прототип вашей настолки и вы знаете, как в неё играть. Теперь самое интересное - игра в вашу настолку, а говоря заумным языком - "первый тест". Тесты - это то, что придётся делать большинство времени разработки, ведь именно они помогают узнать, что не так с вашей игрой. Если вы сейчас подумали, что ваша игра идеальна с самого начала, и с ней не может быть "что-то не так", то позвольте мне скинуть с вас розовые очки :)
Первый тест лучше проводить самим с собой (если игра позволяет). Вспомните себя в детстве, когда вы играли в одиночестве. Хотя, можно "привлечь" к тесту мягкие игрушки, как это делает разработчик настольных игр Эндрю Луни ^_^ Главное - в процессе тестирования слушайте себя: что вам не нравится, какие вопросы возникают во время игры, как вы на них ответите, что будут чувствовать игроки в процессе игры, совпадает ли это с вашими целями? В общем, тестирование - это своего рода исследование. В результате которого, вы поймёте, что не так и что нужно поменять в игре.
4) Выяснили что не так? Время поправить концепт игры и переделать прототип.
Далее пункты (3) и (4) повторяются до тех пор, пока вам не покажется, что по вашему скромному мнению, игра идеальна. Привет розовые очки!! :)
5) "Игра идеальна. Ура!" Пора двигаться дальше, а именно, показать игру кому-нибудь ещё. Например, семье или друзьям. Можно в виде того же бумажного прототипа или уже покрасивей сделать, но мы рекомендуем на этом этапе пока не напрягаться с красивостями. Итак, потестите свою игру с семьёй или друзьями, соберите от них отзывы, позадавайте вопросы. Скорее всего вам скажут, что игра супер. Но не обольщайтесь - ведь это ваши близкие люди, по законам психологии, они никогда не скажут, что им не понравилось. Но пару дельных советов и замечаний они могут дать.
6) Проанализируйте полученную от близких тестировщиков информацию. Измените концепцию и прототип... Где-то мы это уже проходили...
И снова тестить! Пункты (5-6), всё как обычно...
7) "Ура! Игра идеальна" [дубль третий] Друзьям и родственникам всё нравится. Пора добавить хардкора. То есть теста с незнакомыми людьми. Тут нарисованным от руки прототипом уже не обойтись. Придётся сделать всё красиво на компьютере (Иллюстратор, Фотошоп, Пэинт - на худой конец :) и отпечатать уже красивый прототип. В домашних условиях. Даже не думайте о типографии или художнике (даже если не умеете рисовать: накалякать что-то простейшее самостоятельно или просто выдернуть картинку из Интернета для некоммерческого использования можно всегда). Итак, делаем красивый прототип. Очень важный момент в том, что прототип должен быть черно-белым. Это поможет вам в будущем.
8) Теперь нужно найти незнакомых людей на потестить вашу новенькую настолку с красивым прототипом. Есть несколько способов это сделать. Самый простой способ: пойти на какую-нибудь игротеку и в одной из пауз между играми предложить сыграть в вашу игру. Либо можно собрать народ на поиграть на каком-нибудь форуме или в группе по настолкам в VK. Также можно придти в местный клуб настолок или антикафе и собрать народ на поиграть уже на месте. Можно не просто придти, а договориться с клубом настолок или анти-кафе, что вы хотите провести у них тест игры. Также в крупных городах проходят специальные встречи по тестингу настолок. Игроки специально приходят на такие встречи, чтобы затестить чью-то игру и высказать своё ценное мнение. Кстати, про ценность мнения: самым ценным принято считать мнение профессионалов, то есть авторов настолочек, которые занимаются разработкой настолок уже несколько лет, а некоторые даже имеют изданные игры. Такие встречи тоже проводятся, но о них мы расскажем в одном из следующих выпусков. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ;)
9) После всей этой череды тестов и правок, рано или поздно наступит момент, когда вы поймёте, что править уже нечего: игра идеальна и готова к изданию. Пора находить издателя. Хотя, если ходить на вышеупомянутые встречи авторов, издатели могут вас сами найти, но если этого не произошло, есть несколько других вариантов. Самый простой - обращаться к издателям напрямую. Лучше по электронной почте. Конечно, для этого нужно иметь контакты и знать, какому издателю какие игры лучше посылать, но всё это приходит в опытом, а пока, гугл и раздел "Контакты" на сайте издателя - вам в помощь (а если не хотите искать, можете дождаться одной из следующих статей, в которой мы всё расскажем :) В общем, просто находите контакты издателей и посылаете им ПнП (макет прототипа вашей настолочки в чёрно-белом варианте для печати) и правила игры. Лучше не слать массовой рассылкой и одновременно, а одно издательство - 1 письмо. Если вам подумалось, что, если слать по очереди, дело может затянутся, то нет - издатели обычно отвечают в течении нескольких дней.
10) Если вашей игрой заинтересуется издатель и предложит вам заключить договор на издание, уже максимум через год вы увидите свою игру на полках магазинов. При этом, все задачи по маркетингу, сертификации, отрисовке макета для печати, взаимодействия с типографией издатель возьмёт на себя, а вы будете получать авторские отчисления с продажи вашей игры. И это хеппи энд.
Но бывает так, что розовые очки не просто упали, а валяются в луже разбитые потому, что все издатели отказали. Почему? По разным причинам ("Ваша игра похожа на вон ту"/ "Слишком много дорогих компонентов"/ "Мы локализовали игру с похожей тематикой, она не выстрелила, значит и эта не выстрелит"/ "Мы не знаем, как это рекламировать" - отмазок очень много, а истинные причины могут таиться очень глубоко). Тут можно подумать, что всё тлен и время потрачено зря. Но! Выход есть! Это ещё не конец пути.
11) Не многие об этом задумываются, но если российские издатели не взяли вашу игру, это не значит, что зарубежные тоже не возьмут. Во-первых, российский рынок настолок и зарубежный - это небо и земля, во-вторых, зарубежный рынок в несколько раз шире. Просто переводите правила и ПнП вашей игры на английский и посылаете их в зарубежные издательства. Кстати, инфа для подбадривания: были случаи, когда игру не взяли в России, но взяли за границей, а потом она стала такой популярной, что её локализовали в России.
12) Ну, а если всё совсем плохо, и никто не взял вашу игру на издание, то остаётся самый последний вариант: самостоятельное издание. Для этого нужно вложить денег, нарисовать макет для печати игры в типографии (тут уже нужен художник, и картинки из Интернета не подойдут), оформить авторское право, получить сертификаты соответствия игры стандартам, дождаться печати тиража, разрекламировать игру, договориться о поставке в магазины. Это уже будет полноценный бизнес, то есть придется открыть либо ООО, либо ИП. Вариант замороченный, но зато на выходе результат точно будет достигнут, а вы получите ценный опыт в этом направлении и, возможно, вырастите до полноценного издателя.
Вот и всё! Желаем, чтобы ваш путь успеха закончился на (10) пункте :)
П.С. Кстати, заметим, что до (12) пункта в разработку игры не нужно вкладывать ни копейки. Именно это и делает настолкоделание самым бюджетным хобби.