Сегодня я хочу поговорить о значении возрастов в нашей песне, а героем такого разговора, и его иллюстратором я вижу интересного пермского исполнителя Валентина Зимирева. Не скажу, что Валя так уж юн, но все же вращается и творит он в молодежном крыле Прикамской авторской песни. Да, друзья! Есть и такое.
Есть такой устойчивый стереотип восприятия авторской песни - это, дескать, песня старых. Ну, хотя бы не молодых. Доля правды в этом есть, конечно. Здесь не самые простые стихи, требующие определенного жизненного опыта, чтобы стать совсем понятными. Но, это же в большей степени касается авторов. Очень не частая ситуация – отличный юный автор. И практически всегда у такого молодого да раннего есть либо родители, которые живут в этой культуре, либо хороший учитель, либо правильное окружение. Да, стать бардом-самородком в 17 – 18 лет, не имея в своем окружении хорошо подкованных в творчестве людей, наверное, невозможно. Это правда.
И у этой правды есть грустные следствия – конечно юные ребята, приходя в авторскую песню ищут сверстников, или хотя бы близких по духу своему возрасту авторов. А их, как я уже сказал, не так много, как хотелось бы. Казалось бы – замкнутый круг. Но это, если некому создать культурное окружение. У нас в Перми, слава Богу, есть кому этим заниматься. И это я не только о себе. Тут же просто надо понимать, чем заинтересовать человека.
В конце прошлого сезона Владимир Береснев подготовил программу песен по стихам пермских поэтов. Сколько-то песен написал сам, но вот отдельное спасибо ему за то, что он как-то ухитрился уговорить попробовать себя в авторстве музыки молодых ребят. И Валентина Зимирева в частности.
Особо убежденные ревнители чистоты жанра (дурацкий термин, хоть и расхожий) скажут – это что-то другое, не наше. Это рэп, например. И я могу даже согласиться. Но, во-первых, это – далеко не первый бардовский рэп. Первый еще в СССР Юлий Черсанович Ким написал, и бардом не перестал быть. Ну а во вторых, текст-то не прост, текст очень богат и образностью, и формой, и Валя с ним справился. В тот же вечер читал свои стихи и автор стихов – Антон Бахарев-Черненок, отличный пермский поэт, чьи стихи Береснев подсунул Зимиреву, и не ошибся.
А я так скажу, лиха беда начало - поработав со сложной поэзией Валя, может и не стал убежденным автором. Может даже он ничего и не напишет больше (хотя не верится), но три или четыре его песни, написанные на очень серьезные стихи уже стали достоянием молодежного крыла Прикамской авторской песни, а значит, их интерес в песне расширился. Вообще, стоит молодым бардам делегировать какие-то не простые задачи, которые непременно нужно выполнить. Увы с собственной постановкой задач у них слабо. Хотя…
Это песня совсем юной пермской бардессы Ирины Кузнецовой. Звучит она в исполнении Валентина Зимирева по одной простой причине – Ира не пришла на концерт, где это должно было звучать. По уважительной причине, но важно не это – автора нет, и исполнитель мобилизуется и спасает ситуацию.
Есть ощущение, что именно в экстремальных-то ситуациях эти ребята и проявляются как барды. Первая песня – это как учиться плавать, выпав из лодки на середине реки, вторая – это как уже спасение тонущего товарища, но тоже экстрим. Может быть, именно такими странными шагами это поколение и придет к собственной культурной самостоятельности? Побыстрей бы!..
Впрочем, как я уже сказал, Валя Зимирев не так юн, как может показаться, хотя и относится к молодежному крылу… Ну вы помните. Так вот именно Валя оказался в этой тусовке не просто мотором, он там оказался еще и культурным таким проводником – огромное количество действительно хорошей авторской песни в этой среде посажено и взращено именно им. Спасибо, дорогой! Мы ценим, даже если тебе это не всегда заметно. Ценим.