Найти в Дзене

«Сергей Митрофанович охмелел...» Астафьев В.П. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

В. Астафьев затронул проблему проявления истинной любви.

Автор рассказал о жизни мужчины-инвалида и женщины, которые прошли через тяжелое испытание – войну. Оба любят друг друга, хотя история отношений между ними не была простой. Он все никак не решался сказать ей о любви. А когда признался, жена даже испугалась, потому что подумала, может быть, вдруг это последние его слова. Автор описывает осторожные, нежные, ласковые движения мужа и жены. Читателю становится понятно, что истинная любовь может обойтись и без громких признаний, без особых церемоний. Настоящая любовь скромная и проявляется в особом душевном взаимопонимании и взаимной заботе.

В. Астафьев, продолжая описывать поведение любящих людей, заостряет внимание читателей на том, как муж запел, а жена заплакала, потому что любила его так, что могла бы ради него принять смерть. Военная песня была тяжелым воспоминанием для него, и жена это понимала и жалела его. Она целовала его, «трепеща вся от благодарности за то, что он есть». Попросила спеть их любимую. Итак, истинная любовь проявляется во всеобъемлющем и душевном взаимопонимании. Мужчину и женщину связывает их прошлое, каким бы сложным оно ни было.

Описание признания в любви, их воспоминания о молодости и связанные с нею песенные ассоциации – все эти моменты взаимосвязаны и доказывают силу крепкой любви мужчины и женщины, прошедших через серьезные испытания.
Автор хотел сказать, какой может быть истинная, выстраданная любовь – скромной, молчаливой, простосердечной. В. Астафьев показал любовь, которая не всегда выражается словами. Она теплится в душе человека, дает ему силы переносить сложные жизненные испытания, помогает справиться с тяжелыми воспоминаниями. Это чувство не умирает с годами. В семье это проявляется в желании поддержать любимого.

Писатель убедил меня, что в жизни истинная любовь существует. В подтверждение своего согласия с авторской мыслью я приведу пример из книги «Чернобыльская молитва». В ней С. Алексиевич рассказывает о том, как мужчина, получив сильное облучение, был на грани жизни и смерти. Жена ухаживала за ним, хотя заходить в палату не разрешалось даже медикам, потому что уровень радиации был высокий. Она видела, как он страдает и не могла не прийти ему на помощь, потому что любила его. Женщина физически серьезно ослабла, а душа ее еще была сильной. Она говорила: «…когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий».

Итак, проявления истинной любви многогранны - успокоить человека, понять его настроение, принять его таким, какой он есть, уметь прощать, отдать ему все, даже жизнь, идти туда, где любимый. Они просты и в то же время удивительны, потому что настоящая любовь - это героический труд души.

ТЕКСТ

Сергей Митрофанович охмелел или устал шибко. Он сидел в переднем углу, отвалившись затылком на стену, прикрыв глаза. Деревяшка его, вытертая тряпкой, сушилась на шестке русской печи, и без нее было легко ноге, легко телу, а вот сердце все подмывало и подмывало.

— Чего закручинился, артиллерист гвардейский? — убрав со стола лишнее, подсела к мужу Паня и обняла его. — Спел бы хоть. Редко петь стал. А уж такой мне праздник, такой праздник…

— Слушай! — открыл глаза Сергей Митрофанович, и где-то в глубине их угадалась боль. — Я ведь так вроде бы и не сказал ни разу, что люблю тебя?

Паня вздрогнула, отстранилась от мужа, и по лицу ее прошел испуг:

— Что ты?! Что ты?! Бог с тобой…
— Вот так вот проживешь жизнь, а главного-то и не сделаешь.
— Да не пугай ты меня-а-а! — Паня привалилась к его груди. Он притиснул ее голову к себе. Затылок жены казался под ладонью детским, беспомощным. Паня утихла под его рукою, ничего не говорила и лица не поднимала, стеснялась, видно.

Потом она осторожно и виновато провела ладонью по его лицу. Ладонь была в мозолях, цеплялась за непробритые щеки. «Шароховатые» — вспомнил он. Паня припала к его плечу:

— Родной ты мой, единственный! Тебе, чтоб все были счастливые. Да как же устроишь такое?

Он молчал, вспоминал ее молодую, придавленную виной. В родном селе подпутал ее старшина катера, с часами на руке, лишил девичества. Она так переживала! Он ни словом, ни намеком не ушиб ее, но в душе все же появилась мужицкая ссадина. Так с нею и на фронт ушел, и только там, в долгой разлуке, рассосалось все, и обида его оказалась столь махонькой и незначительной, что он после и сам себе удивлялся. Видно, в отдалении от жены и полюбил ее, да все открыться стыдился.

«Ах, люди, люди! Зачем же с таким-то прятаться! Или уж затаскали слово до того, что и произносить его срамно? Но жизнь-то всякий раз нова, и слово это всякому внове должно быть, если его произносить раз в жизни и не на ветер».

— Старенькие мы с тобой становимся, — чувствуя под руками заострившиеся позвонки, сказал он.
— Ну уж…
— Старенькие, старенькие, — настаивал он и, отстранив легонько жену, попросил: — Налей-ка по последней. Выпьем с тобой за всех нас, стареньких, — и сам себя перебил: — Да нет, пусть за нас другие, коли вспомнят. А мы с тобой за ребятишек. Едут где-то сейчас…
Паня проворно порхнула со скамьи, налила рюмки с краями, а когда выпили, со звуком поцеловала его в губы и прикрылась после этого платком.

— Эко вас, окаянных! — заворчала Панина мать в сенях. — Все не намилуются. Ораву бы детишков, так некогда челомкаться-то стало бы!

У Сергея Митрофановича дрогнули веки, сразу беспомощным сделалось его лицо, не пробритое на впалых щеках и под нижней губой, — ударила старуха и самое больное место.

«Вечно языком своим долгим болтает! Да ведь что? — хотела сказать Паня. — Детишки, они пока малы — хорошо, а потом, видишь вот, — отколупывать от сердца надо…» — Но за многие годы она научилась понимать, что и когда говорить надо.
Сергей Митрофанович зажал в горсть лицо и тихо, ровно бы для себя, запел:

Соловьем залетным
Юность пролетела…

И с первых же слов, с первых звуков Паня дрогнула сердцем, заткнула рот платком. Она плакала и сама не понимала, почему плачет, и любила его в эти минуты так, что скажи он ей сейчас — пойди и прими смерть — и она пошла бы, и приняла бы смерть без страха, с горьким счастьем в сердце.
Он пел, а Паня, не отнимая рук ото рта и плохо видя его сквозь слезы, причитала про себя: «Ой, Митрофанович! Ой, солдат ты мой одноногий!.. Так, видно, и не избыть тебе войну до гробовой доски? Где твоя память бродит сейчас? По каким краям и окопам? Запахали их, окопы-те, хлебом заростили, а ты все тама, все тама…»

И когда Сергей Митрофанович закончил песню, она притиснула его к себе, торопливо пробежала губами по его побитым сединою волосам, по лбу, по глазам, по лицу, трепеща вся от благодарности за то, что он есть. Живые волоски на его лице покалывали губы, рождая чувство уверенности, что он и навечно будет с нею.

— Захмелел я что-то, мать, совсем, — тихо сказал Сергей Митрофанович. — Пора костям на место. Сладкого помаленьку, горького не до слез.
— Еще тую. Про нас с тобой.
— А-а, про нас? Ну, давай про нас.
Ясным ли днем,
Или ночью угрюмою…

И снова увидел Сергей Митрофанович перед собой стриженых ребят, нарядную, зареванную девчушку, бегущую за вагоном. Эта песня была и про них, только еще вступающих в жизнь, не умеющих защититься от разлук, горя и бед.

Старухи на завалине слушали и сморкались. Панина мать распевно и жалостно рассказывала в который уж раз:
— В ансамблю его звали, в хор, а он, простофиля, не дал согласия.

— Да и то посуди, кума: если бы все по асаблям да по хорам, кому бы тогда воевать да робить?
— Неправильные твои слова, Анкудиновна. Воевать и робить каждый человек может, А талан Богом даден. Зачем он даден? Для дела даден. На утешенье страждущих…

— И-и, голуба-Лизавета, талан у каждого человека есть, да распоряженье на него не выдано.
— Мели!
— Чего мели?! Чего мели?! Если уж никаких способностей нету, один талан — делать другим людям добро — все одно есть. Да вот пользуются этим таланом не все. Ой, не все! (В.П. Астафьев)

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки