Найти тему
Журнал «Компания»

Когда взлетит российское аэротакси

Оглавление

Мировой старт «эры аэротакси» ожидали в этом году. Реальность оказалась другой

 Фото: предоставлено Bartini
Фото: предоставлено Bartini

Об этом заявляли американский Uber, немецкий Volocopter, успешно протестировавший аппараты в Дубае и Сингапуре; японский Cartivator, китайский EHang и другие большие и маленькие компании. Однако взлет из-за коронавируса и регуляторных проблем пришлось отложить до 2022-2023 года. Тогда же должно появиться и первое двухместное летающее такси от сколковского резидента Bartini. «Ко» узнала, как двигаются разработки.

Энергия водорода против электричества

Стартап Bartini был основан в 2015 году россиянами. Идея создать аэротакси принадлежала инженеру Владимиру Салатову. В отличие от большинства западных компаний, разрабатывающих аппараты, которые будут летать благодаря литиевым батареям, в Bartini хотят использовать для полета водородную энергию.

Как рассказал «Компании» директор Bartini Илья Ханыков, в мире сейчас тренд на электрификацию транспортных средств, и литиевые аккумуляторы хотят использовать и для аэротакси. Однако у этого вида энергии есть несколько недостатков. Летать на батареях можно минут тридцать, дальность полета составит максимум 150 км. Другой недостаток — медленная скорость зарядки, от 0,5 до 4 часов.

Водород удобнее: заправка занимает не более 3-4 минут, а энергоемкость водородного топливного элемента в четыре раза выше, чем у литиевого аккумулятора того же веса. Это означает в четыре раза большую дальность и продолжительность полета. Аэротакси сможет летать на водороде 500–600 км. Площадки для взлета-посадки можно будет ставить не только в городе, но и в отдаленных селах. Аппараты с литиевыми батареями летать туда не смогут, так как мощностей там недостаточно: для быстрой зарядки нескольких летательных аппаратов одновременно может потребоваться 1-2 МВт.

Просторная кабина — другая особенность летательного аппарата Bartini. Кабина у летательных аппаратов такого класса — компромисс между вместимостью, грузоподъемностью и аэродинамикой. В Bartini нашли выход: кабина в будущем аэротакси станет одновременно и его крылом.

Управлять российским аэротакси будет оператор, который должен находиться в двухместной кабине вместе с пассажиром. При этом аппарат будет максимально оснащен системами автономного управления, оператору достаточно только следить за самим полетом.

«Использовать аппарат в полностью автономном режиме мы пока не планируем, — рассказывает Илья Ханыков. — Дело в том, что нигде в мире сейчас нельзя осуществлять пассажирские перевозки без оператора на борту. Мы не думаем, что в ближайшее время где-нибудь этот запрет будет снят. Однако мы делаем ставку на то, что появятся централизованные системы контроля, когда аппараты смогут летать по заранее проложенным коридорам. Тем более в городе, где могут появиться десятки тысяч аэротакси, сложно представить, что они будут все передвигаться независимо друг от друга».

Между тем автономные аэротакси неминуемо появятся, уверен Илья Ханыков, — оператор постепенно будет вытеснен в диспетчерский центр и сможет управлять аэротакси дистанционно.

Полет по цене Uber Black

 Фото: предоставлено Bartini
Фото: предоставлено Bartini

Bartini собирается вывести на рынок двухместное аэротакси уже через полтора-два года. Именно тогда рынок начнет активно развиваться, уверены представители компании.

На сегодняшний день слишком много сложностей связано даже не с производством самих аппаратов, которое, по словам инженеров, технически гораздо проще производства автомобиля, а с организацией авиаперевозок и интеграцией всех сопутствующих систем. Нужна инфраструктура и разрешения на полеты.

Как отметил эксперт проекта McFly Air Taxi Incubator Артём Харченко, для аэротакси, прежде всего, нужны будут посадочные площадки. Они станут аналогом автобусной остановки. Размер таких площадок должен быть как минимум 25 кв. м[U1] . Некоторые площадки станут узловыми, рядом с ними нужно будет организовывать стоянки для автомобилей, внутри создавать бизнес-залы. Полностью оценить стоимость инфраструктуры для аэротакси, по словам Артёма Харченко, сейчас нельзя, однако уже понятно, что она требует больших инвестиций.

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов заявил журналу «Компания», что «аэротакси» больше похоже на «аэроавтобус», который не будет подстраиваться под нужды конкретного клиента, а сможет перевезти из одной определенной точки в другую определенную точку (их число в городе будет жестко ограничено) группу лиц с большой скоростью.

Михаил Якимов уверен, что в глобальном плане появление любых летательных аппаратов в крупных городах не следует ожидать в ближайшие 50 лет. В первую очередь это связано с техногенной опасностью существующих ныне технологий. «Представляется возможным использование летательных аппаратов для перевозки на незначительные расстояния, но не внутри города, а между крупными городами, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, где основной маршрут будет проходить над незастроенной территорией и где места посадки-высадки строго определены», — заключил Якимов.

С разрешениями на полеты, по словам Артёма Харченко, все гораздо сложнее. В России «Сколково» и «Иннополис» не против организации полетов на их территории. Однако регуляторные правовые акты в данной сфере разрабатывают медленно. Если дело будет двигаться такими темпами, как сейчас, то полеты аэротакси в России произойдут только лет через пять, хотя во всем мире — уже через два года.

Если в предположениях о сроках появления нового вида транспорта эксперты расходятся, то во взглядах на стоимость такой услуги — почти нет: цена полета на этапе запуска должна быть не выше цены поездки на такси бизнес-класса и в разы ниже цены заказа вертолета.